Random header image... Refresh for more!

Национальный парк Ципори

От древности до наших дней

Непреодолимое желание расправить воображаемые крылья и воспарить над возвышенностями Назаретских гор возникает с первого мгновения пребывания на смотровой площадке в Ципори.

Название Ципори (в переводе с иврита — «птичка») происходит от образа прекрасной птички, сидящей на вершине холма. Заботливая хлопотунья веками и тысячелетиями сносила сюда различные ценности, и к нашим дням в её гнёздышке оказались остатки строений Первого и Второго Храмов, римских сооружений, византийских мозаик, крепости крестоносцев — всего того, что позволило создать музей под открытым небом: национальный парк «Ципори», в «прогулку» по которому я Вас приглашаю…

Перевернём страницы истории… Первое упоминание о Ципори появляется в период правления царя династии Хасмонеев Александра Яная (103 — 76 г.г. до н.э.), но некоторые сохранившиеся остатки строений периода Первого Храма дают основание считать, что поселение было основано значительно раньше. В соответствии с принятой периодизацией, его рождение можно отнести ко временам Объединённого и Разделённого царств (железный век II А, II B, II С: 1000 — 925 г.г.; 925 — 720 г.г.; 720 — 586 г.г. до н.э.). Позднее, в 63 году до н.э., Палестина была завоёвана римской армией под предводительством Помпея (Pompeius Magnus — 106 — 48 г.г. до н.э.), а в 55 году до н.э. римский наместник в Сирии, проконсул Авл Габиний (Aulus Gаbinius), провозгласил Ципори столицей Нижней Галилеи.

Этот высокий ранг город получил, естественно, не случайно. Ципори, расположенный на удобной возвышенности, находился в самом центре транспортной развязки путей, ведущих из порта Акко в Тверию, и в центре знаменитого морского пути (Via Marris), связывавшего страны Плодородного Полумесяца от Египта на Юге, до Сирии и Месопотамии на Севере. Определяющим фактором явилось, также, наличие плодородных земель, пригодных для сельского хозяйства, о которых ещё наши раввины говорили, что земля вокруг Ципори поистине течёт молоком и мёдом. Уж не знаю, как там с молоком и мёдом, но источники воды, имеющейся здесь в изобилии, благоприятствовали выращиванию урожаев и позволяли городу выдерживать, в случае необходимости, длительные осады.

«Красивейшим городом всей галилейской страны» предстаёт Ципори в книге «Иудейские древности» выдающегося иудейского историка Иосифа бен Маттатиягу, известного больше под именем Иосифа Флавия (около 38 г. — после 100 г. н.э.). А ведь не стоит забывать, что это свидетельство непосредственного участника событий Иудейской войны!

Но это происходило несколько позже, а раньше, вслед за смертью царя Ирода I Великого (4 год до н.э.), по всей стране прокатилась волна восстаний, к которым присоединились и жители Ципори. Римские войска жестоко их подавили, сожгли значительную часть города, отправили большинство его жителей в рабство, и, желая стереть из памяти его название, переименовали город в Сепфорис.

Однако, в таком состоянии город пробыл недолго. Вскоре, сын Ирода I Великого, Ирод Антипа, получив провинцию (тетрархию) в наследство, отстраивает город заново, предоставляет ему автономию и возвращает прежнее название.

Во время Иудейской войны, евреи Ципори вспомнили предыдущий урок, данный им римлянами, и не присоединились к восставшим. Иосиф Флавий пишет, что, заботясь о собственном спасении и хорошо осознавая силу римлян, они предложили Веспасиану (Flavius Vespasianus — 9 — 79 г.г. н.э., римский император с 69 по 79 г.г.) помощь в войне с собственными соотечественниками. Веспасиан, считая, что потеря Ципори невыгодна для него, дал им для защиты конные и пешие силы. Как и предполагалось, римляне одержали верх и вся Галилея перешла под их власть.

Город разросся, появились большие улицы, богатые дома, рынки, общественные строения. Ципори и его окрестности были густо заселены евреями. Всё свидетельствовало о его процветании.

После подавления восстания Бар-Кохбы (132 — 135 г.г.), римляне стали называть Ципори Диокесарией. Именно такую надпись мы можем увидеть на римских монетах того времени: «Святая Диокесария — самостоятельный город — убежище». Однако, и это название не прижилось и вскоре вновь вернулось прежнее.
Византийский период привёл в город христиан, что повлекло за собой уход иудеев. С V века они покидают эту местность, чтобы возвратиться сюда с арабами, уже в VII веке. С этого времени, до прихода крестоносцев, в городе не происходит каких-либо изменений.

Крестоносцы по достоинству оценили стратегическое значение города и построили здесь крепость, которая стала важным звеном в линии оборонных сооружений Галилеи. Она являлась для рыцарей прекрасной базой, центром их действий, вплоть до неумолимо приближавшегося захвата страны мамелюкским султаном Саллах ад-Дином (Юсуф ибн-Айюб — 1138 — 1193 г.г.). А было это так…

Позиции иерусалимского короля Ги, расположившегося лагерем в Ципори, были прекрасны. Город, на долгое время обеспеченный водой в период изнуряющей летней жары, мог выдержать длительную осаду. Однако, роковое решение Ги выйти на помощь рыцарям находившимся в Тверии, привело к непоправимому: на открытом пространстве люди и кони умирали от жажды, их тела буквально истекали потом под тяжёлыми доспехами. Лёгкая, подвижная конница мамелюков оказалась значительно мобильнее рыцарей. Её успех был предрешён. Это случилось в 1187 году в бою при Карней Хиттине. Иерусалимское королевство перестало существовать.

Крестоносцы обосновались в Акко, ещё раз вернулись в крепость Ципори в 1240 году, были разгромлены в 1263 году полководцем Бейбарсом (Захир Сеиф — ад-Дин ас-Салихи Бейбарс, султан мамелюкской династии Бахри, годы правления 1260 — 1277) и вновь вернулись в Акко (Сен — Жан д'Акра) с тем, чтобы быть навсегда изгнанными в Европу в 1291 году.

Так была перевёрнута ещё одна важная страница истории. Ципори опустел, и надолго. До XVIII века, когда власть в Галилее захватил бедуинский паша Захир эль-Омар, а за ним его сын Ахмад. Годы их правления, с 1745 по 1775, были благодатными для Ципори. Была вновь отстроена крепость, а город стал называться по-арабски Спорией. После них, крепость целое столетие простояла без применения, пока турецкий султан Абдалла Хамид II (1876 — 1909 г.г.) не отремонтировал её, превратив в школу для детей посёлка. В этом качестве здание использовалось до 1948 года, когда арабские жители посёлка покинули эту местность. В 1949 году репатрианты из Болгарии и Румынии основали невдалеке мошав, а древний Ципори был превращён в национальный парк.

Археологические раскопки

Первые археологические раскопки в Ципори были организованы в начале 30-х годов прошлого века, под руководством Л.Уоттермана из Мичиганского Университета. Были сделаны два среза: на Востоке и на Западе от крепости. Вторично, работы возобновились через 50 лет, в 1883 году, усилиями двух независимых друг от друга групп исследователей: из Университета Дюк (Duke University — США, штат Северная Каролина) и Еврейского Университета в Иерусалиме. Во главе американских археологов — стоял Дж.Ф.Стрейндж, а еврейских — А.Майерс, К.Майерс и Э.Нецер. С некоторыми перерывами, эти работы продолжаются по сей день. Главные находки, которые были обнаружены в результате раскопок, относятся к римско — византийскому периоду. Немногие глиняные предметы конца железного, персидского и начала греческого периодов, найденные разбросанными в нескольких местах, не относились к какому-либо конкретному месту, т.к. ни одно строение этих периодов не было обнаружено. В этой главе я не буду перечислять и описывать вскрытые строения и мозаики, а сделаю это в процессе «прогулки». Упомяну лишь ещё одну широкомасштабную акцию: исследование водных источников Ципори, которое было проведено в 1975 — 85 г.г. под руководством Ч.Цука.

Работы по благоустройству национального парка проведены совместно Министерством туризма, Управлением Национальных парков, Фондом «Керен Каемет ле-Исраэль» и Фондом Развития Галилеи.

Санедрин в Ципори. Иехуда ха-Наси

На протяжении семнадцати лет Ципори привлекал внимание всех евреев не только Палестины, но и многочисленных еврейских общин диаспоры, как духовный центр Земли Обетованной, т.к. здесь располагался Санедрин (или Синедрион). Представляется необходимым рассказать об этом иудейском органе власти подробно.
Тора предписывает сынам Израиля: «…Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих, которые Господь, Бог твой, даёт тебе, по коленам твоим, чтоб судили они народ судом праведным» (Дварим — 16/18-19), а также: «…Пророка поставлю Я им из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и будет он говорить им всё, что Я повелю ему» (Дварим — 18/18-19).

И сыны Израиля осуществляли это очень важное предписание Торы. В период первых царей, судьями были наиболее уважаемые старейшины города, а Верховным Судьёй — сам царь. Старейшины города продолжали отправлять обязанности судей и во времена Эзры и Нехемии, но, позднее, высший суд стал осуществляться институтом, называвшимся Кнессет ха-Гдола (Большой). Членами Кнессет ха-Гдола были наиболее уважаемые люди, «софрим», занимавшие наряду с этим другие наиболее важные должности. Их главной заботой являлось распространение в народной среде знаний, которые могла дать Тора, и осуществление народом её предписаний. А после того, как появились известные народные учителя, знатоки Торы, Кнессет ха-Гдола стал исполнять обязанности и Верховного Суда государства.
В период правления царской династии Хасмонеев место Кнессета ха-Гдола унаследовал иной институт, получивший название Санедрин (Синедрион).

Семьдесят один член входил в состав Санедрина, заседания которого проходили в Храме. В течение особого отрезка времени во главе Санедрина, называвшегося Санедрин ха-Гадоль, стоял Коэн ха-Гадоль, который назывался Президентом, ведущим своё происхождение из дома Хасмонеев. В большинстве же случаев, во главе стояли пары великих учёных этого поколения: один из них — в качестве Президента, а второй — главы Суда.

Санедрин ха-Гадоль был Верховным законодательным органом в вопросах Галахи и руководства исполнением предписаний ипостановлений, в вопросах религии и общества. Иногда, на Санедрин ха-Гадоль возлагались обязанности принятия важных государственных решений, но, как правило, ему была вменена в обязанность миссия осуществления инспекций за исполнением законов Торы и представление перед судом случаев серьёзного грехопадения, как, например: лжесвидетельств, идолопоклонства, нарушение каким-либо поселением или городом законоположений Торы, случаев убийства и т.д.

Члены Санедрина ха-Гадоль заседали ежедневно. Когда члены его сидели за круглым столом, чтобы видеть друг друга, все вставали при входе Президента и не садились до его слов: «Садитесь!». А когда входил глава Суда, члены становились в два ряда и он проходил по проходу между ними к своему месту. Уважение к этим двум личностям было настолько велико, что когда они уходили из жизни, объявлялся народный траур, отменялись занятия в школах и во многих других учреждениях.
Кроме Санедрина ха-Гадоль, в период Второго Храма, существовал тип Санедрина меньшего состава, называвшийся Санедрин ха-Катан (Малый). Этот тип Санедрина осуществлял суды в городах страны. В Иерусалиме их было два: один находился на подходе к Храмовой горе, а второй — во дворе Храма. Каждый Санедрин ха-Катан насчитывал 23 члена. В рамках отведенной им компетенции, они обсуждали самые разные вопросы. Кроме того, эти Санедрины существовали в большинстве поселений в составе трёх членов. Они рассматривали только мелкие вопросы, как то: кражи, драки, имущественные ущербы и т.д.

В годы предшествовавшие разрушению Второго Храма, Санедрин был ликвидирован и создан вновь рабби Иохананом бен Заккаем в Явне. Во время восстания Бар-Кохбы, Санедрин в Явне был уничтожен. Однако, вскоре он был вновь основан в Уше (Галилея), затем опять в Явне, вновь в Уше, с тем, чтобы переехать в Шфар'ам, оттуда в Бейт-Шеарим, а позднее в Ципори и в Тверию.

Деятельность Санедрина ха-Гадоль в Ципори — лишь одна из страниц его истории. Но она, может быть, наиболее значительная, потому что направлялась в этот период выдающейся личностью того времени: Рабби Иехудой ха-Наси.

Последний из великих танаим, он был тем, кого общество называло «Рабби». Просто — «Рабби»! Духовное наследство осталось ему от рабби Акивы. Того, о ком мудрецы сказали: "Когда умер рабби Акива, родился «рабби». Каро сказал о нём: «Зашло солнце и взошло солнце».

Рабби Иехуда родился в семье знаменитого Президента раббана Шимона бен- Гамлиэля II, получил блестящее образование, что, в дополнение к личным способностям, предначертывало ему стать эрудированным законоучителем своего времени.

Политическая ситуация в стране, после смерти иудеоненавистника императора Адриана, привела к учреждению Санедрина в Уше, под председательством отца рабби Иехуды. На этот период падает расцвет иудейского учения, чему немало способствовали ученики рабби Акивы: рабби Меир, рабби Иосе бен-Халафта, рабби Иехуда бар-Илай, рабби Шимон бар-Йохай, рабби Элиэзер бен-Шамуа — вышедшие из своих укрытий и открывшие большие ешивы, с целью исполнения в стране предписаний Торы.
После смерти отца, рабби унаследовал его должность. Однако, местожительство он изменил и переехал в Бейт-Шеарим. Иехуда решил добиться двух основных целей: реорганизовать жизнь иудеев в Палестине и завершить компиляцию Мишны, в чём он и преуспел.

Через много лет, рабби стал болеть и очень страдал от болезни. Из-за неё, он решил сменить климат и переехал в Ципори, в котором воздух был сухим и здоровым. Здесь он прожил свои последние семнадцать лет и в возрасте 85 лет скончался. Рабби был похоронен в освящённом некрополе Бейт-Шеарима, в котором когда-то жил и где он тоже возглавлял Санедрин. Раввины произносили: «Со времени Моисея не было, кроме Иехуды, человека, в котором одновременно сочетались бы образованность и высокие моральные качества».

Я рассказывал настолько подробно о Санедрине и Рабби Иехуде не только потому, что это интересная для иудейской истории тема, а и в связи с тем, что народная традиция настолько связала имя великого Рабби с Ципори, что стала считать, что именно здесь находится его могила. Один из источников в Ципори так и называется: Эйн-Рабби, в честь Иехуды ха-Наси. А желающие посетить второй (а может быть первый?) вариант его надгробия — могут сделать это несколько отклонившись от дороги, ведущей в национальный парк, перед началом или после окончания экскурсии, следуя дорожному указателю. Никто не считал число сторонников каждой из этих версий, но наши мудрецы говорят, что такой личности, которой являлся Рабби, можно поклониться и в двух местах. На мой взгляд, верно на 100%!

Ципори в христианской традиции

Христианская традиция определила, что дом родителей Девы Марии, Анны и Иоахима, находился в Ципори. О почитании этого места и о наличии здесь ранневизантийской церкви можно узнать из некоторых воспоминаний паломников. Однако, каких-либо материальных свидетельств не сохранилось. Всерьёз можно начать историю церкви с периода крестоносцев, которые, придя на Святую Землю, провели большую работу по реставрации разрушенного. На месте дома Анны и Иоахима, они возвели величественную церковь, освятив её во имя Св.Анны. Но и от этого сооружения сохранилось немногое: стены, арка, три апсиды и колонны. Это место принадлежит Ордену францисканцев, которые отреставрировали в 1870 году северный апсис и возвели капеллу, с целью проведения собственных служб. Как упомянутые остатки, так и новые строения принадлежат женскому монастырю францисканского Ордена Сестёр Святой Анны. При монастыре есть школа для девочек-арабок. Попасть сюда можно только по предварительной договоренности.

Экскурсия по национальному парку «Ципори»

Эта глава призвана помочь тем туристам, которые решили осуществить экскурсию по археологическому парку самостоятельно. Мои «прогулки» — не отчёты исследователей о проведенных раскопках. Поэтому, я не буду останавливаться около каждого объекта, а опишу главные, мимо которых нельзя пройти без соответствующих объяснений.

Римский театр

Театр в Ципори — один среди ряда театров, построенных в римский период в Кейсарии, Шуни, Доре, Мегиддо, Бейт-Шеане (Скитополисе), Шхеме (Неаполисе), Халуцце, Себастии и Хамат-Гадере. Большинство исследователей считают, что театр был построен Иродом Антипой, хотя есть мнение, что это более ранняя постройка.
Некоторые христианские теологи полагают, что здесь неоднократно бывал Иисус, живший поблизости в Назарете. Что Он был близок к некоторым актёрам театра, и, как результат, в Евангелиях встречаются отдельные речевые обороты, характерные для языка актёров.

Как выглядел театр? До того, как мы перейдём к описанию сохранившихся частей, вспомним некоторые каноны архитектуры римских театров и историю его рождения.
Римляне усвоили театр и театральное мастерство греков. Взаимоотношения греческой и римской культур очень точно определил Гораций (65 — 8 г.г. до н.э.):

«Греция, взятая в плен, победителей диких пленила,
В сельский Лаций искусства внеся».

В основу театральной архитектуры римлян лёг взаимоисключающий и в то же время взаимодополняющий принцип тяготения к замкнутости объёмов и предельной сосредоточенности форм, с одной стороны, и внешняя роскошь со стремлением к показному блеску, с другой стороны. В этом выражалось именно римское понимание архитектурного образа, отличающее его от греческого, сохраняющего свою самобытность. Римляне свободно обращались с архитектурной формой театра. Они могли располагать зрительные места на субструкциях или врезать их в почву.

Главный вход театра в Ципори находился в центре внешней стены. В неё была встроена арка, с целью облегчения давления. В центральном переходе, представляющим собой продолжение главного входа, положены несколько украшенных камней, которые являлись частью ворот входа в театр. Из ложи, высеченной в скале, ведут ступени, дававшие возможность удобного спуска — подъёма. Сцена была так же высечена в скале и облицована каменными дощечками. Под ними находились трубочки, которые использовались в качестве дренажа. Жидкость сливалась в открытые каналы, проходившие под сценой. Радиус оркестры составлял 14.5 метров и был ниже сцены на 90 см... На сцене, длиной 31 м. и шириной 6 м., был деревянный пол. Со стороны сцены находились комнаты для переодевания, через которые можно было выходить на сцену. Сцена и зрительный зал были расположены так, что солнце не мешало просмотру. В этом районе были найдены частично сохранившиеся колонны с коринфскими капителями и украшенные камни, которые являлись частью задней стены театра, вмещавшего от 4-х до 5-ти тысяч зрителей. Есть основание предполагать, что по обеим сторонам сцены были устроены особо почётные места для властей, наподобие «директорских» лож театров нашего времени.

А теперь, поднимем взгляд от нижнего яруса аркады театра вверх и включим некоторую долю воображения. Нижний ярус аркады украшали дорические полуколонны. Суровость их форм усиливалась толстыми столбами. Строгость дорического ордера смягчалась декоративными рельефами в виде масок. А второй ярус аркад оживляли ионические полуколонны, способствовавшие ощущению его лёгкости. Третий ярус мог представлять собой стену, разделённую коринфскими пилястрами, в промежутках между которыми имелись квадратные отверстия, выполнявшие функцию окон.

Для всего оформления театра в целом, характерным являлось непрерывное чередование выступов, образуемых ионийскими колоннами, поставленными на сплошные полосы мрамора, с приступками и нишами, внутри которых стояли бюсты и статуи. Они были размещены и по краям перекрытий над колоннами верхнего яруса. Этим оформлением любовались во время проходивших в театре представлений, концертов и собраний.

К сожалению, от театра в Ципори сохранилось немногое. Но обнаруженное подтверждает важность города и его особое место в Галилее, указывает на достаточно высокий уровень культуры населения, а окончательная реставрация театра — дело времени.

Жилой Квартал

Закончив осмотр римского театра и двигаясь в соответствии с указателями маршрута — полюбуйтесь окрестностью со смотровой площадки, а затем начните подниматься к открывшейся перед Вами крепости крестоносцев. По дороге к ней Вы увидите раскопки. Это — район жилых домов древнего поселения. Большинство его строений относится к римскому периоду и только часть — к греческому. При проведении раскопок, в этом районе обнажилась улица шириной в 2.20 м., облицованная каменными плитками.

Жилые дома включали в себя спальные комнаты, склады, дворы и лестничные пролёты, указывающие на наличие определённого количества этажей. Внутри строений были обнаружены водосборники, часть из которых использовалась для сбора и хранения воды, а часть — в качестве микв для ритуальных омовений. Внутри них и снаружи, было обнаружено большое число глиняных предметов, бытовой и ритуальной утвари, со всей очевидностью указывающие на иудейское присутствие в Ципори.

Доктором Л.Уоттерманом было обнаружено большое строение, соответствовавшее форме базилики. Со временем, стало ясно, что это типовая в плане римская вилла, включающая в себя центральный двор, окружённый колоннами, вокруг которого располагались жилые комнаты. Некоторые из них были частично высечены в скале. Пол их был украшен мозаиками и оштукатурен. Дома находились в пользовании до IV-ого века. Размер площади всей городской территории того времени выяснить с точностью не удалось. Осмотр этого квартала даёт ясное представление о типах городских построек разных периодов: от периода Второго Храма до периода Мишны и Талмуда. Поднимаясь выше, Вы подходите к крепости крестоносцев.

Крепость крестоносцев

Раскопки тридцатых и восьмидесятых годов дали ответы на многие вопросы. В том числе и на историю крепости. Так, стало ясно, что её фундаменты относятся к римскому и византийскому периодам. Более раннее существование можно только предполагать.

Крепость — наиболее выделяющееся строение на фоне рельефа древнего Ципори. Она располагается на его наиболее высокой точке (289 м. над уровнем моря), имеет квадратную форму с размерами 15 м. х 15 м. и высотой в 10.5 м... Надземная часть относится к периоду крестоносцев. Тип строения настолько стандартен, что нужно видеть в нём форму наиболее распространённую. Большинство крепостей крестоносцев в стране сооружено по данному образцу. Разумеется, что они отличаются друг от друга своими размерами и деталями. Крепости этого типа не принадлежат к числу тех, которые могли выдержать длительную осаду. Они предусматривали лишь защиту от небольших вылазок врагов и все построены, в основном, в период с 1130 по 1170 г.г...

Для строительства этого периода характерно наличие больших, отёсанных камней (до 2.15 м. в длину), уложенных в углах здания. В крепости Ципори можно увидеть саркофаги позднеримского периода, уложенные в стены с целью их вторичного использования. На фасадной части саркофагов есть характерные для римского периода украшения, как, например, букеты цветов. Арабские предания рассказывают о кладах, которые были заложены в саркофаги. Были попытки их найти, но реальность показала, что это только мифы, которым не дано осуществиться.

Осматривая внешние стены крепости, даже невооружённым взглядом и с полным отсутствием профессионализма, становится ясным, какие кладки относятся к периоду крестоносцев, а какие к турецкому. На турецкий период указывают, так же, входные ворота, арка, оружейная комната, украшения входных притолок, цветные изразцы внутренней отделки.

В последний период, здание использовалось в качестве школы для арабских детей посёлка. А бетонная крыша появилась уже во время Британского Мандата.
Сегодня крепость превращена в музей. Здесь можно ознакомиться с археологическими находками, обнаруженными при раскопках, просмотреть фильм на избранном туристами языке, поинтересоваться различными материалами в компьютерном зале. А затем подняться на крышу, с которой открывается прекрасный обзор территории национального парка, окружающей окрестности от Назарета до Кармеля, а в хорошую погоду полюбоваться видами на Рамат ха-Голан и Хермон.

«Вилла Диониса»

На вершине возвышенности, невдалеке от крепости, было обнаружено большое строение, относящееся, по-видимому, к началу III века н.э... Можно предположить, что оно подверглось разрушению во время землетрясения 363 года. Внутренний двор строения окружён с трёх сторон колоннами. С северной стороны сохранились жилые комнаты, в том числе обеденная комната с ложами по трём сторонам обеденного стола. В римский период, такое помещение называлось триклинием. А с южной стороны были обнаружены подвалы. Некоторые из них использовались для торговли, т.к. фасадные их части выходили на улицу.

Основной находкой явился мозаичный пол, изображения на котором посвящены Дионису. В мифологии Древней Греции и Рима, Дионис — бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия. Любопытен миф о его чудесном рождении: Семела, возлюбленная Зевса, ждала от него ребёнка. Гера, ревнивая жена Зевса, уговорила его предстать перед Семелой во всём своем величии. И Зевс появился, испепелив Семелу сверкающими молниями. Однако, он успел выхватить ребёнка из чрева матери и зашить его себе в бедро. После того, как младенец окреп, Зевс извлёк его на свет. Как вскоре оказалось — для победного шествия по миру.

Не станем пересказывать многочисленные мифы о Дионисе, отметим только его огромную популярность, оставившую свои следы от Эллады до Индии: повсюду он учреждал свой культ, учил людей виноделию и совершал чудеса: заставлял бить из под земли фонтаны вина, молока и мёда, являлся в образах козла, быка, пантеры и льва.

В шествиях Диониса участвовали женщины, одетые в шкуры диких зверей. Их сопровождал шум, неистовые оргии, освобождение от обычных запретов. Отсюда, появилось множество имён Диониса: Бромий («Шумный»), Бассарий, Вакх, Лисий, Бахус. Они, безусловно, у всех на слуху, т.к. мы воспитаны на живописи Рубенса, Тициана, статуях Микеланджело, музыке Массне и Дебюсси, поэзии Пушкина.

Иногда полностью, иногда частично сохранившиеся фрагменты мозаичного пола оживляют известные нам сюжеты. А из центра северной части мозаики из глубины веков на нас смотрит образ удивительно красивой женщины. Кто она? — загадка не расшифрована. Со временем, её назвали Монной Лизой Галилейской, почему бы и нет? Это чудесное изображение стало с годами одной из визитных карточек нашей страны. А всё строение по праву получило название «Вилла Диониса».

Квартал римского периода

В юго — восточной части города археологи обнаружили систему параллельных улиц римского периода. Строительство квартала относится к концу I-ого, началу II-ого веков н.э. Он существовал до конца византийского периода. Главная улица, шириной в 14 м., называвшаяся в римских городах «Кардо», была вымощена огромными плитами, с тротуарами выложенными мозаиками. На некоторых из них сохранились надписи, позволяющие узнать имена заказчиков мозаик, изображение меноры, которое говорит о еврейском присутствии в городе.

Вдоль Кардо, украшенного галереей с колоннами, располагались магазины, бани, являвшиеся неотъемлемой частью римской культуры; жилые дома и строения общественного назначения. В византийский период, на фундаментах римских построек, было возведено много новых сооружений. Одно из них особенно впечатляет, т.к. исследователям удалось вскрыть прекрасно сохранившиеся мозаики. Сюжеты с египетской тематикой, стиль изготовления — позволили дать им название «Праздник Нила». Бог Нила сидит на гиппопотаме, из пасти которого вытекает река. В ней — рыбы, птицы, водоросли, а на берегу рыбаки. Женщина, держащая рог изобилия, это богиня, олицетворяющая собой Египет. А дабы Вы не усомнились в этом — под сценой, на греческом языке, написано «Александрия» и её визитная карточка — знаменитый Александрийский маяк. Колонна, находящаяся в центре мозаики, это, так называемый, Нилометр. По которому измеряли уровень воды в Ниле, что позволяло устанавливать размер сельскохозяйственных налогов в конкретном году (не будем забывать, что Нил являлся источником жизни для всего сущего в Египте: людей, животных, растительности). Разумеется, это не единственная мозаика в доме. Другие не требуют расшифровки. Разве что, стоит ещё отметить уровень мастерства изготовителей мозаики. В ней использовано 18 цветов. На каждый квадратный дециметр приходится до 180 камешков, отличающихся друг от друга своей формой и размером. В связи с этим, в результате получается не идеальная ровная поверхность, а создаётся разнообразие цветовой гаммы, создающей своеобразное мерцание её тонов.

Синагога

На северо — восточном склоне территории парка была вскрыта синагога периода Мишны и Талмуда. В период пребывания в Ципори Санедрина и его главы, Рабби Иехуды ха-Наси, в городе было 18 синагог. Одна из них — перед Вами. Я не буду в этой главе рассказывать о роли и месте синагог в Галилее, а отошлю Вас к моей «прогулке» № 9, «Древние синагоги Галилеи и Голан», в которой даю исчерпывающую информацию по данному вопросу.

Синагога была раскопана в 1993 году. Она представляла собой прямоугольное в плане здание, с размерами 20 х 8 м... В его центре — мозаика, с традиционными для синагог этого типа и периода сюжетами: знаками Зодиака, сценами из жизни праотца Авраама, иудейской атрибутикой: шофар, менора, голуби, фрукты, геометрические фигуры. Надписи на арамейском и греческом языках, что указывает на византийский период.

Система водоснабжения

Если Вы приехали со своим транспортом — проблем нет, сели и поехали. А если транспорта нет? — придётся совершить полутора километровую прогулку, т.к. древние водохранилища находятся не рядом с археологическим парком. А посетить их стоит! Итак, от римского квартала, по указателям — направо, шагом марш!

Тем и ценен был Ципори, что вокруг есть много источников воды. Жители умели эту воду сохранять. Водохранилище, по которому я предлагаю Вам пройти, представляет собой природно-рукотворный каньон протяжённостью в 260 метров, шириной от 2 до 4 метров, высотой в 10 метров и вместимостью в 4.300 куб.м... Как она там дальше попадала в город? — это Вам расскажут на месте, нагляднее оттуда.

Не поленитесь, сходите, опуститесь, осмотрите. Это интересно и красиво!

На обратном пути пора закусить маленько, чем запаслись. По обеим сторонам дороги много привлекательных мест для пикника и две оборудованные стоянки.



Автор статьи: экскурсовод Серж Вольфсон (Национальный парк Ципори)



Парк находится:

Галилея. Около 3-4 км. от города Назарет. Шоссе № 79 в районе перекрёстка ха-Мовиль — Назарет. Поворот с шоссе № 79 на местную дорогу №7926, в соответствии с указателем Национальный парк «Ципори».

Вход платный: взрослый — 23 шек; солдаты, пенсионеры, дети — 12 шек.

Часы посещения:

весенне — летний период с апр. по сент. — 08:00 — 17:00.
осенне — зимний период с окт. по март—08:00 — 16:00.

Метки:

Оставить комментарий