Random header image... Refresh for more!

Караимы

Шапшат, последний верховный священник Литовских и Польских караимов

Слово «караим» имеет двоякий смысл и обозначает как народ, так и приверженца караимской религии любой национальности. В отношении караимов в крыму, или крымчаков, это название определяет одновременно и национальность, и принадлежность к вероисповеданию. Этимология слова караим связано с ивритским корнем кара (читать). Образованная от него форма причастия карай (читающий) во множественном числе имеет форму караим (читающие). Слово караим вошло в употребление в 9 в. Караимское движение берет своё начало в Багдаде на территории современного Ирака (тогдашнего Аббасидского халифата) приблизительно в середине 8 в. н.э. Его основателем традиционно считается Анан бен Давид, о жизнедеятельности и трудах которого мы знаем очень немного, за исключением поздних и не слишком достоверных легенд и преданий, исходящих в основном от противников Анана. Одна из легенд утверждает,что секта караимов возникла в результате политической борьбы внутри багдадской еврейской общины. По другой версии караимы являются физическими и духовными наследниками сект Мертвого моря и образовались в период конца Второго Храма. Сами же караимы утерждают, что согласно караимской традиции, возникновение секты восходит к первому расколу в еврейском народе в царствование Иеровоама I, впоследствии истинный Закон соблюдался саддукеями, глава которых, Цаддок, частично открыл истину, обнаружение которой во всей полноте и является заслугой Анана бен Давида. Раввинистические источники, со своей стороны, приписывают возникновение секты честолюбию Анана, якобы задетого тем, что вместо него эксилархом был избран его младший брат Ханания. В этих источниках содержится также утверждение, что на формирование ереси караимов оказал влияние некий мусульманский мудрец (согласно позднейшему мусульманскому источнику — Абу Ханифа, основатель одного из направлений в суннизме).
Караимы считают что придерживаются истинной религии Библии (севел ха-иеруша — бремя наследия): Талмуд и Мишна лишь извратили иудаизм. И действительно, не исключено, что караимы возникли из остатков ранних еврейских сект (таких, как саддукеи или ессеи), со времен Второго Храма подвергавших сомнению Устную Тору. Так или иначе, Анан бен Давид явился основателем диссидентского религиозного движения, основным содержанием которого было отрицание Талмуда. Сторонники Анана следовали провозглашенному принципу буквального истолкования священного Писания, а также отличались от евреев (называемых ими «талмудистами» или «раввинистами») по целому ряду религиозных практик и традиций.
Термин «караимы» как таковой появляется несколько позднее, в 9 веке, в работах уже собственно «караимского» теолога Биньямина бен Моше Наавенди, назвавшего этим именем различные анти-талмудические движения (в том числе и ананитов), объединившееся под общим названием «караимы». Период 10-11 веков ознаменован активной миссионерской деятельностью и распространением иудаизма в его караимской интерпретации далеко за пределы Багдада и Персии. В этот период отдельные, достаточно многочисленные общины караимов возникают в таких географических регионах, как Палестина (с центром в Иерусалиме и Рамле), Египет (Каир), Испания, Кавказ и Византия. Особенно любопытен интерес караимов к земле Израиля – именно ранние караимы, объединившиеся в группу «Авелей Цион» («скорбящие по Сиону»), были одними из первых еврейских мыслителей, призывавших всех евреев в изгнании начать переселяться в Святую Землю.
В 1099 г. крестоносцы захватили Иерусалим и физически уничтожили как раввинистскую, так и караимскую общины города. Деятельность караимов в Израиле прекратилась. В 1642 г. в Иерусалиме проживало всего 17 караимов, в середине 18 в. — ни одного. В конце 11 в. центр интеллектуальной деятельности караимов перемещается с Востока, где начинается духовный упадок общины, в Испанию. В 12 в. единственной процветающей общиной караимов была египетская. В Египте караимы пользовались расположением властей, и им удалось привлечь на свою сторону часть раввинистов, община которых подвергалась гонениям. Расцвет караимской общины в Испании был кратковременным: правитель Кастилии под влиянием раввинистов искоренил караимство в стране, и центр духовной жизни караимов переместился в Византию, где в 12–16 вв. существовала богатая караимская литература.
Завоевание Византии турками (1453), предоставившими убежище еврейским изгнанникам из Испании, привело к сближению между раввинистами и караимами в 15–16 вв. Ученые-раббаниты наставляли караимов в изучении еврейской литературы, а иногда брали караимов в ученики. Постепенно расцвет караимской общины Византии сменился упадком, а со смертью последнего выдающегося византийско-караимского ученого Моше бен Элияху Башьячи, правнука Элияху Башьячи, в конце 16 в. центр интеллектуальной деятельности караимов перемещается в Литву. Но лишь крымские и литовско-польские караимы превратились в особую этнолингвистическую группу. Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. В 13 в. значительное число караимов, главным образом из Византийской империи, поселилось в Крыму. В столице Крымских ханов Солхат (ныне Старый Крым) караимская община, согласно сохранившимся документам, существовала в 14 в. С происхождением караимской общины города Чуфут-Кале, именовавшегося караимами Села ха-Иехудим (Еврейская Скала), связано много легенд и позднейших фальсификаций. Чуфут-Кале стал главным центром караимов Крыма; еще в 19 в. его население состояло почти исключительно из караимов.
До конца 18 в. власти в разных странах не проводили различия между общиной караимов и общиной евреев-раввинистов: они пользовались одинаковыми правами, платили те же обычные или дискриминационные налоги, их легальный статус всегда был одинаковым. При изгнании раввинистов из какой-либо страны, как правило, изгонялись и караимы (например, в 1495 г. из Литвы). Положение, однако, изменилось с включением Крыма (1783) и Литвы (1793) в состав Российской империи. В 1795 г. Екатерина II освободила караимов, число которых к этому времени достигало 2400 человек, от уплаты наложенного на евреев России дискриминационного налога и разрешила приобретение земельной собственности. Караимы Галича добились облегчения налогового бремени и фактического равноправия с христианами вскоре после раздела Польши и перехода Галиции под власть Австрии (1772). Неравенство перед законом положило начало процессу отчуждения между общинами, которые всегда видели друг в друге братьев по вере, а во взаимной полемике — внутреннее еврейское дело.
После русской революции 1917 г. некоторое число крымских караимов эмигрировало из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию. Новообразовавшиеся караимские общины Центральной и Западной Европы поддерживали тесные связи с различными русскими эмигрантскими организациями. Число крымских и польско-литовских караимов непрерывно уменьшалось из-за их ассимиляции. В 1926 г. в Советском Союзе проживало девять тысяч караимов, за его пределами — пять тысяч; в 1932 г. соответственно — около десяти тысяч (преимущественно в Крыму) и две тысячи – в основном в Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке (Хит-на-Евфрате). Центром караимской культурной жизни после 1-й мировой войны стал Вильнюс.
После образования Государства Израиль преследования евреев в арабских странах побудили живших там караимов переселиться в Израиль, где им была предоставлена возможность поселиться компактными группами и оказана правительственная помощь в устройстве на новом месте. Две главные волны алии караимов относятся к 1949–50 гг. и к 1955–56 гг.; большинство караимов прибыло из Египта, меньше — из Ирака и Турции. Общая численность караимов в Израиле в 1970 составляла около семи тысяч человек; наиболее крупными были общины в Рамле (главным образом в близлежащем мошаве Мацлиах, основанном караимами из Египта в 1950 г.) — около трех тысяч, Ашдоде — около тысячи, Офакиме — около шестисот человек. К середине 1980-х годов в Израиле сосредоточилось большинство караимов (около двадцати тысяч). Они проживают главным образом в Рамле (Мацлиах), а также в городах Ашдод, Офаким, Акко, Беер-Шева, Иерусалим, Бат-Ям и в мошаве Раннен. Хотя караимы не имеют статуса особой общины, у них есть свой независимый религиозный суд, в компетенцию которого входит заключение и расторжение браков.
Юридический статус караимского суда до сих пор не определен. Попытки придать его решениям законную силу столкнулись с сопротивлением влиятельных религиозных кругов Израиля (Верховный раввинат, Министерство религий). Законопроект о караимском религиозном суде был отвергнут Кнесетом (июнь 1980 г.), несмотря на определенную рекомендацию Высшего суда справедливости придать караимскому суду статус признанного законом религиозного суда. Как и все еврейское население Израиля, караимы подлежат воинской повинности.
Единственным источником веры и законодательства караимов является в принципе (хотя не всегда на практике) Библия (Ветхий Завет – ТАНАХ). Все религиозные предписания должны проистекать непосредственно из Библии и основываться на буквальном понимании текста, на обычном смысле слов и на контексте. Традиция используется лишь в случаях, когда библейский текст неясен, когда библейское описание неполно и когда она необходима для выполнения библейских предписаний. Однако и в этих случаях роль традиции весьма ограничена и является подчиненной. Караимы признают некоторые раввинистические постановления, но не в качестве сохраненного законоучителями Устного Закона, а в качестве разъясняющих предписаний, основа которых может быть обнаружена в тексте Библии. Каждый должен изучать Писание самостоятельно, и, если его познания и совесть побуждают его отвергнуть точку зрения авторитетов, он вправе сделать это.
В качестве норм для установления закона были определены четыре принципа: 1) буквальное понимание библейского текста, 2) единодушие в общине, 3) вывод по аналогии, 4) знание, основанное на человеческом разуме. На практике эти принципы соблюдались далеко не всегда, в особенности принцип единодушия. Отвергая Устный Закон, караимы, тем не менее, выработали подобие собственной Галахи, основанной на традиции и комментариях караимских авторитетов. Кроме принципиального расхождения в вопросе об Устном Законе, вероучение караимов по сути не отличается от ортодоксального иудаизма. Философские основы учения караимов изложены в труде Ахарона бен Элияху из Никомедии «Эц хаим». Элияху бен Моше Башьячи и его ученик Калеб Афендополо сформулировали десять принципов вероучения караимов:

1. Бог сотворил весь физический и духовный мир во времени и из ничего

2. Он — Творец, который Сам не был сотворен

3. Он не имеет формы, ни с чем не сравним, бестелесен и абсолютно един

4. Он послал нашего учителя Моисея (это предполагает веру в пророков)

5. Он послал нам через Моисея Тору, которая содержит совершенную истину и не может быть дополнена или изменена каким-то другим законом

6. каждый верующий должен изучать Тору в подлиннике и постигать ее подлинный смысл (микра и перуш)

7. Бог раскрылся и другим пророкам (хотя их пророческий дар меньше, чем дар Моисея)

8. Бог воскресит мертвых в Судный день

9. Бог воздает каждому человеку по его делам (личное провидение, свобода воли, бессмертие души и справедливое воздаяние в загробном мире)

10. Бог не презирает живущих в изгнании, но хочет очистить их с помощью страданий; они могут надеяться на Его постоянную помощь и на избавление, орудием которого будет Мессия — потомок Давида.

На протяжении почти всей своей истории караимы считали себя евреями и боролись за признание их особой общиной в рамках иудаизма. Исключение составляли лишь крымско-литовские караимы в России и Австрии (см. выше). Отношение евреев-раввинистов к караимам было двойственным: некоторые из них в разные периоды рассматривали караимов то как еврейскую общину (вплоть до того, что допускали браки между караимами и ортодоксами), то отрицали их принадлежность к еврейству и воздвигали различные преграды между ними и классическим иудаизмом. В настоящее время в иудаизме преобладает тенденция к признанию караимов частью еврейского народа.



Автор статьи: Игорь Торик
Статьи Игоря Торика
Экскурсии Игоря Торика
Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Игорем Ториком,
оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.

Имя (обязательно)

E-mail (обязательно)

Метки:

Один комментарий

Оставить комментарий