Random header image... Refresh for more!

Церковь – Синагога в Назарете

Существование в Назарете синагоги, в которой в дни отрочества Иисус вместе с другими учениками изучал азбуку, упоминает побывавший в этом городе в 570 г. путешественник из Пьяченцы. Этот паломник утверждал также, что в ней находится скамья, передвигать которую могут лишь христиане; евреям же, по его мнению, это никогда не удается...

К сожалению, этот пилигрим не указал точное месторасположение здания. Похоже, что мы имеем дело с традицией, рожденной уже в византийские времена, т.е. не ранее IV века, ибо, согласно мнению специалистов, все еврейские общественные сооружения Назарета были разрушены в 67 г. римлянами в ходе подавления восстания против своей власти.

Следующее упоминание о синагоге, в которой бывал Иисус, мы находим в воспоминаниях монаха, известного как «Бурхард с горы Сион». Посетив Назарет в 1280 г, он утверждает, что синагога эта превращена в церковь. Существование «церкви-синагоги» в Назарете подтверждали также путешественники, побывавшие здесь и в XVI и XVII веках.

«Современная» «церковь-синагога» находится сегодня в ведении греко-католической общины Назарета, называется местными жителями «медресет аль масиах» («школа мессии»), и находится, согласно мнению специалистов, за пределами Назарета времен Иисуса. Она представляет собой каменное строение (9.2 х 8 м), перекрытое внутри полукруглым сводом (возможно, времен оттоманского владычества) и полом, по мнению некоторых ученых – начала нашей эры). Направление здания на восток (и именно с этой стороны расположен алтарь) красноречиво свидетельствует о принадлежности этого здания христианам. Ведь иудеи уже более двух тысячелетий строят свои молитвенные дома в направлении Иерусалима, в который из Назарета можно попасть, продвигаясь на юго-восток. Похоже, что сооружение это, построенное как церковь не ранее XII в, за время своего существования использовалось и как укрытие для верблюдов, о чем свидетельствует видевший его в 1647 г. монах Суриус, и как загон для других видов домашнего скота, и даже как ткацкая мастерская, по утверждению побывавших в Назарете позднее христианских паломников.

В 1730 г. здание переходит в ведение монахов-францисканцев, стараниями которых оно было отремонтировано, ибо попало к ним уже в весьма плачевном состоянии. Впоследствии францисканцы передали сооружение группе православных христиан города, незадолго до этого присоединившихся к новообразованной греко-католической церкви. Вскоре в нем появляется иконостас, благодаря чему «церковь-синагога» превращается в «полноценный» христианский храм.

К концу 70-х годов XIX века греко-католическая община Назарета настолько возросла, что было принято решение построить новую, более вместительную церковь. И в 1887 г. рядом с «церковью-синагогой» открывается новый храм под тем же названием. Сегодня это – главная приходская церковь греко-католической общины города. В ее иконостасе можно увидеть как старые иконы, некогда находившиеся в «настоящей» «церкви-синагоге», так и новые – подарки членов общины. Стоит отметить, что практически все находящиеся в этом храме иконы – дары ее прихожан. И это накладывает неизгладимый отпечаток как на их сюжеты, так и на уровень исполнения. Здесь можно увидеть и Иосифа, несущего на плечах своего сына, и самого Иисуса, мастерски орудующего лобзиком (это в первом –то веке нашей эры!) в плотницкой своего отца, и уже вполне взрослого Христа, читающего свою знаменитую Нагорную проповедь на фоне церкви Блаженств, выстроенной в 30-е годы ХХ столетия. Но, в конце концов, заказывает музыку (а в данном случае – живопись) тот, кто платит...

Возвращаясь к главной «церкви-синагоге», интересно отметить, что сидения в этом помещении расположены вдоль боковых стен, как это было принято в древних синагогах, а над алтарем находится картина, на которой изображен Иисус в момент своей знаменитого утверждения о неприятии «пророка в своем отечестве» (Евангелие от Луки, гл. 4:16-24).

Справа от входа на подворье «церкви-синагоги» установлен бюст падре Пио Форджоне (1887—1968) – подарок паломников из Италии. Этот францисканский священник был известен созданием в 1956 г. госпиталя «Дом облегчения страданий», где поправили свое здоровье тысячи больных, глубокой набожностью («Миру лучше было бы без Солнца, чем без мессы», — говорил он), а также тем, что во время проводимых им богослужений на его теле появлялись пять ран-стигматов (как у Иисуса Христа). Кровавые эти следы он, правда, никому не показывал, но слухи о них привлекали на его службы многочисленных верующих, называвших его «живым распятием». Останки «Пио-чудотворца» покоятся сегодня в монастыре Сан Джовани Ротонда в городе Бари на юге Италии, а в 2002 г. католической церковью он был причислен к лику святых.

Посещение святыни возможно во все дни недели по следующему графику: в летние месяцы с 8.00 до 17.00, в зимние месяцы с 8.00 до 16.00, в воскресенье с 8.00 до 12.00.



Автор статьи: экскурсовод Юрий Полторак


Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Юрием Полтораком, оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.



Автор статьи: экскурсовод Юрий Полторак
Статьи Юрия Полторака

Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Юрием Полтораком, оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.


Имя (обязательно)


E-mail (обязательно)

Оставить комментарий