Random header image... Refresh for more!

Абу Гош — Кирьят Йеарим

Сегодня это – арабско-черкесская мусульманская деревня Абу Гош в 10 километрах от Иерусалима. Настроена дружественно по отношению к Израилю. Население — арабы-мусульмане, около 4 тысяч человек. Образована в 1764 году черкесским семейством Абу Гош, контролировавшим дорогу в Иерусалим. Территория деревни это, собственно, библейский Кирьят Йеарим в котором стоял Ковчег Завета, вернувшийся к евреям после захвата его филистимлянами. Носил целый ряд различных названий: Кирьят Йеарим, Баалей Иегуда, Кирьят Баал. Это место также – другая средневековая версия библейского Эммауса. Арабы называли это место Кирьят аль-Инаб – Виноградный городок», сегодня здесь есть киббуц с аналогичным названием – Кирьят Анавим. Филистимляне установили Ковчег Завета в храме своего бога Дагана, однако идол упал перед Ковчегом. Вследствие различных несчастий — мор, голод, болезни — филистимляне передаривали опасную драгоценность друг другу, пока дарить стало некому. Тогда Ковчег Завета поставили на телегу, запряженную волами и отпустили их куда глаза глядят. Утраченный израильтянами в 1050 году до нашей эры в битве при Афеке и 50 лет пропутешествовавший по несчастным филистимлянским городам Ковчег Завета был возвращен сынам Израиля: «И поразил Он людей Бейт Шемеша, за то что они заглядывали в ковчег Господень и убил семьдесят человек, (из) пятидесяти тысяч человек народа; и заплакал народ о том, что поразил Господь народ казнью великой. И сказали люди Бейт Шемэша: кто может стоять пред Господом, этим Богом святым, и к кому Он пойдет от нас? И послали послов к жителям Кирйат Йеарима сказать: возвратили Пелиштимляне ковчег Господень; сойдите, унесите его к себе. И пришли жители Кирйат Йеарима, и унесли ковчег Господень, и принесли его в дом Авинадава, что на холме; а Элазара, сына его, посвятили (назначили) хранить ковчег Господень. И было, с того дня, как поставили ковчег в Кирйат Йеариме, прошло много времени, и прошло уже лет двадцать, и затосковал весь дом Исраэйлев по Господу» (1-я Царств, 6:19-21; 7:1-2). Таким образом, самая важная еврейская ценность вернулась к евреям. А двадцать лет спустя: «И встал Давид, и пошел со всем народом, который был с ним, из Баалей Иегуды, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, который назван именем Господа Ц-ваота, обитающего между керувами» (2-я Царств, 6:2). В деревне и вокруг найдено множество артефактов самых различных времен, начиная от неолита. Памятники эпохи Второго Храма, византийская мозаика и другие. Французский бенедиктинский монастырь построен в 1889 году на фундаменте 12 века. Есть остатки монастыря госпитальеров и развалины постоялого двора 9 века, перестроенного мамелюками. Здание британской полиции во время войны за Независимость служило базой Пальмаха. Рядом — мемориал американского полковника Давида Маркуса, добровольца, павшего при защите села в 1948 году. Кстати, мухтар — старейшина деревни Абу Гош во время Войны за Независимость помогал евреям, был посредником между командованием различными частями еврейских вооруженных формирований — ЛЕХИ, ЭЦЕЛЬ и ХАГАНы, которые встречались при необходимости в его доме. На вершине горы над селом видна огромная фигура Девы Марии над монастырем Девы Ковчега Завета. Гора эта носит название монастыря или дома Элеазара, в честь сына Авинадава. Монастырь, принадлежащий ордену Сан Жозеф, открыт для туристов, телефон для справок 02-5342818. Там имеется музей, в котором, в частности, есть эполета Наполеона. Есть здесь и две таблички с титулом Десятого Легиона, контролировавшим эти места в 1-3 веках нашей эры. В новой церкви используются фрагменты древних церквей, в том числе колоннада, раскопанные монахами. Церковь построена в 1924 году французами на базе византийской базилики, от которой сохранилась мозаика и капители. Основан монастырь был легендарной Жозефиной Румеб (1850—1927), здесь же и похороненной. Внизу, в центре села Абу Гош имеется еще одна церковь, монастырь и мечеть. Там у нескольких источников находилась римская крепость, от которой осталась еще одна доска с титулом Десятого Легиона. На титуле – надпись, сообщающая, что здесь стоял специально выделенный для особой задачи отряд из солдат этого легиона – «VEXILLATIO LEG X FRE». Форма букв на всех этих таблицах характерна для времени правления императора Антонина Пия (Тит Элий Цезарь) – 138 – 161 годы нашей эры. В надписи из церкви крестоносцев резчик увеличил буквы VEX так, что они занимают, чуть не половину строки. Последние буквы теснятся, и, ради экономии пространства, вторая буква I отменяется… В надписи из монастыря Сан Жозефа каменотес опять же увеличивает первые буквы, но умудряется поместить все слово целиком, правда ценой уменьшения буквы О. Слово «вексилляция» означает выделение какого-либо отряда специального назначения из большего воинского формирования. В римской армии было два вида вексилляций: первый формировался из солдат регулярной службы для выполнения специальных задач, второй же формировался из «старослужащих», которые назывались «ветеранами». Ветераны получали земельные наделы на захваченных территориях и обязаны были проживать там в течение четырех лет после демобилизации (находясь в состоянии боевой готовности на случай военных действий). Трудно сказать, какой из этих видов вексилляций находился в Абу Гоше. Если предположить, что «ветераны», то тогда эта версия прекрасно подтверждается словами Иосифа Флавия (Иудейская война, VII, 6:6) о Веспасиане, который наделил землей 800 выслужившихся солдат «в районе Эммауса, в 60 (примерно 11 км) стадиях от Иерусалима». Поселение получило название Колония, позже ее стали называть Колуния и Каланья. В числе различных работ, что выполняла римская армия, не последнее место занимало строительство водных станций. Возможен вывод, что вексилляция Десятого Легиона, которая квартировалась, скорее всего, в деревне Колония, обслуживала военную часть на горе и строила бассейн, превратившийся, спустя века, в основание церкви крестоносцев. Мнения исследователей по поводу предназначения местного римского сооружения расходятся. Архитектор Мосс, руководивший ремонтными работами при восстановлении церкви, считал, что здесь находилась крепость для защиты источника, бьющего из-под нее. На это указывает и название, данное этому месту крестоносцами – Кастеллум Фонтеноид – Крепость Источника. Мосс полагает, что камни, обрамляющие главный вход в церковь не соответствуют ни по типу обтески, ни по кладке, другим камням в стене, и из этого делает вывод, что проем был пробит в более древней стене (также и окна, и вход в крипту). Тем, что церковь построена на римском фундаменте, Мосс объясняет и ее направление не на восток, а на юго-восток. Другие, более поздние исследователи, возражают ему и приходят к заключению, что речь идет о толстостенном бассейне для накопления воды из источника. Год спустя после публикации статьи Мосса отец Жерме-Доран публикует ответную статью, в которой утверждает, что церковь никак не может быть крепостью Веспасиана, отремонтированной крестоносцами, что сама конструкция в целом – дело рук крестоносцев, несмотря на эти проблематичные камни у дверей… Отцы Де Во и Стево из французской школы библиистики в Иерусалиме отстаивали версию бассейна. Один из их аргументов основан на том, что римское подразделение базировалось на холме, и абсолютно не логично, чтобы вторая крепость находилась поблизости, да еще и в низине. Впрочем, можно допустить, что бассейн строился тем же легионом, что стоял на вершине. Для разрешения этой дискуссии прежде всего необходимо определить изначальное местонахождение таблички с «вексилляцией» Десятого Легиона, которая ныне красуется на внешней стороне церковной стены, слева от входа в крипту. Если она не принесена со стороны, то кладка стены – римская, но если таблица вставлена рыцарями, то и кладка – крестоносская. В любом случае, нижняя часть северной, южной и восточной стен – камни римской кладки (западная стена – постройка крестоносцев, и упирается в корневую скалу). Размеры римского сооружения – 15,6 х 22,5 метра, высота – 5,25 от скального пола. Если речь идет о бассейне, то его объем был 1800 кубометров, и сам он был перестроен крестоносцами в крипту. Толщина стен колеблется от 2,53 до 3,74 метра. Логично предположить, что крестоносцы специально увеличили толщину римских стен, чтобы возвести на них церковь. Римское сооружение было возведено в конце 1 — начале 2 веков нашей эры. Найденные надписи позволяют уточнить датировку: таблица с «вексилляцией» относится ко второй половине 2-го века, а верстовой столб – к седьмому десятилетию того же века. Поблизости найдены и византийские артефакты – обломки колонн и капителей, но все они принесены в разные времена из других мест – скорее всего из церкви Ковчега Завета. В византийских источниках нет никаких упоминаний о существовании христианских построек на месте римских развалин. Церковь времен крестоносцев была построена на римско-византийском фундаменте в 1142 году. В крипте церкви — источник, главный выход которого находится в мечети. Рядом — старая, заброшенная часть села. И бывшая церковь крестоносцев, и прилегающие к ней сооружения, включающие нынешний монастырь бенедиктинцев и мечеть Наби Узир – возведены на месте римских построек второго века нашей эры. В византийский период место было заброшено, а в ранний арабский период впритык к римским строениям был устроен «хан» — дорожная станция, постоялый двор — использовавшийся вплоть до прихода крестоносцев. На римских фундаментах рыцари ордена госпитальеров возвели церковь, а здания хана преобразовали в монастырь. После падения Иерусалимского королевства крестоносцев мусульмане церковь не разрушили, в 1187 году они превратили ее в мечеть. Во времена мамлюков хан был отремонтирован, и примерно в течении ста лет им снова пользовались, как дорожной станцией. Церковь же была превращена в хлев и конюшню, и использовалась, как стойло для скота, вплоть до конца 19 века. Скорее всего, в 18 веке жители деревни воздвигли мечеть в восточной части комплекса, там где находилась прежняя, времен мамлюков. В 1873 году оттоманские власти передали комплекс, за исключением мечети, под опеку правительства Франции. В 1899 году при помощи французских властей здание церкви было передано ордену бенедиктинцев и в 1907 году она была восстановлена и освящена. Современный монастырь носит название «Монастырь Воскресения» и относится сразу к двум орденам — бенедектинскому и отцов-лазаристов. Он открыт для посещения и довольно интересен, там уже много лет живет очень дружелюбный и гостеприимный французский монах по имени Оливье, великолепно говорящий на иврите, и устраиваящий для туристов целые представления. К нему можно приехать и просто так. Телефон: 02-5342798 или 02-5335670. Во дворе церкви крестоносцев, справа от входа в монастырь, находится римский верстовой столб, который как полагают некоторые исследователи (Ф. М. Абель), был отметкой девятой мили римской дороги от Иерусалима. Два обломка этого столба были найдены в 1904 году на склоне Дир а-Шейх, чуть в стороне от дороги на Иерусалим. Они использовались в качестве опорных камушков для сельскохозяйственной террасы. Жители деревни, которые упорно отказывались поведать, где точно находились эти обломки, перетащили их в деревню и установили с двух сторон от входа в дом шейха. Очень вероятно, что и раньше камни эти кочевали с места на место. Один обломок представляет собой почти целый столб, но без надписей. На втором (высота 50 см, диаметр 52 см) высечена латинская надпись (высота букв 8-9 см). Надпись содержит перечисление предков-предшественников императора Марка Аврелия (161-180) и его соправителя Луция Вера (161-169). Датировка надписи не вызывает сомнений – 60-е годы первого века нашей эры. В Абу Гоше сегодня множество хороших восточных ливанских ресторанов, очень любимых жителями Иерусалима. Рядом с арабской деревней — еврейский поселок Тельше Стон (Кирьят Йеарим). Около него — знаменитый ресторанчик Элвиса Пресли, увешанный фотографиями и статьями о великом певце. В ресторане и рядом — несколько скульптур Пресли, а внутри можно купить кассеты, диски, майки и полотенца с изображением короля рок-н-ролла и многое другое. Здесь же неподалеку находится мемориал, построенный Финляндией в 1971 году в память о восьми евреях, высланных на свою гибель из фашистской Финляндии в годы Второй Мировой Войны. Он называется Яд Шмона. В 2001 году на территории Яд Шмона появился так называемый Библейский Парк. Здесь, на небольшой площади компактно собраны различные историческо-археологические реконструкции библейского и постбиблейского периодов. Здесь есть фрагмент римской дороги с верстовыми столбами, типичная галилейская синагога, некое подобие скинии с Ковчегом Завета внутри, сторожевая башня, гумно, фрагмент посевной террасы, маслодавильни, винодавильни, миква (бассейн для ритуального омовения), типичная погребальная пещера. Реконструкции наполнены артефактами, собранными по всей стране.



Автор статьи: Игорь Торик
Статьи Игоря Торика
Экскурсии Игоря Торика
Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Игорем Ториком, оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.


Имя (обязательно)


E-mail (обязательно)

Оставить комментарий