Random header image... Refresh for more!

Модиин

Модиин — новый город, построенный непосредственно в том месте, где проходит так называемая «зеленая черта», символизирующая границы Израиля 1967 года. Это — один из первых городов, где применена новейшая технология планирования и строительства городов: он строится одновременно на многих площадях не дом за домом, а тысячи домов и общественных зданий одновременно. По замыслу строителей, Модиин должен стать «аристократическим» городом повышенного уровня жизни, рассчитанным примерно на 200 тысяч населения. Все еще недостроенные и многие запланированные только на бумаге квартиры и дома здесь уже раскуплены. Стоит город примерно в том месте, где во втором веке до нашей эры находилась знаменитая деревня с тем же названием, откуда произошли Маттитьяху Хасмоней и его пять знаменитых сыновей Маккавеев. Когда по приказу греческого селевкидского царя Антиоха Епифана Четвертого в Иерусалимском Храме была поставлена статуя обожествлявшего себя царя, в Модиин пришли греческие солдаты, пытавшиеся заставить еврейских жителей деревни поклоняться Антиоху. Вспыхнуло восстание, которое возглавили братья Маккавеи. После восстания в Модиине Маккавеи бежали в горы, в район нынешней Джифны и Бир Зейта. Военный губернатор Рамаллы и Бир Зейта, Аполлоний, выступил против повстанцев, но был разбит на крутом спуске в долину Левона. Власти послали экспедиционный корпус с побережья. Корпус шел по главной дороге на Рамаллу через Бейт Хорон и на перевале за деревней был разбит. После битв у Эммауса и Бет Цура, к северу от Хеврона, Маккавеи взяли Иерусалим. Иерусалимский Храм был очищен, причем во время его освящения произошло чудо: масло для светильников, запас которого был рассчитан всего на один день прогорело все необходимых для освящения восемь дней, вследствие чего и возник праздник Ханука. Маккавеи последовательно возглавили новое еврейское государство, основав последнюю независимую еврейскую династию Хасмонейских правителей. Однако братья один за другим погибали в боях за родину. Последний оставшийся в живых Маккавей, Шимон, стал первым хасмонейским царем в Иерусалиме. Он приказал построить мавзолей для отца и братьев в Модиине, и похоронить их там, оставив место для него самого. После смерти Шимон также был похоронен здесь. Многие историки и археологи пытались идентифицировать деревню Модиин и найти могилы Маккавеев, но безуспешно. 1-я книга Маккавеев (13:25-30) сообщает: «Тогда Симон послал и взял кости Ионафана, брата своего, и похоронил их в Модине, городе отцов своих. И оплакивал его весь Израиль горьким плачем, и сокрушались о нем многие дни. И воздвиг Симон здание над гробом отца своего и братьев своих и вывел его высоко, для благовидности, из тесаного камня с передней и задней стороны, и поставил на нем семь пирамид, одну против другой, отцу и матери и четырем братьям; сделал на них искусные украшения, поставив вокруг высокие столбы, а на столбах полное вооружение — на вечную память, и подле оружий — изваянные корабли, так что они были видимы всеми, плавающими по морю. Этот надгробный памятник, который сделал он в Модине, стоит до сего дня.». Мы знаем, что мавзолей и могилы существовали при Иосифе Флавии — он описывает их довольно подробно, включая фрески с изображениями кораблей: «При этом случае Симон воздвиг отцу своему и братьям своим огромный памятник из белого отесанного камня. Вышина этого памятника была очень велика, так что он был виден на далекое расстояние; окружен был этот мавзолей портиками и обелисками удивительно искусной работы. Кроме того, он соорудил еще семь пирамид в честь своих родителей и каждого из братьев. Размерами и красотой эти сооружения вызывают вообще удивление. Они сохранились по сей день. С таким-то рвением позаботился Симон о гробнице Ионатана и надгробных памятниках прочих членов семьи своей. (И.Флавий, Иудейские древности, XIII, 6:6). Существует и более позднее описание римского христианского историка Евсевия, жившего в 4 веке нашей эры. Более поздних упоминаний о захоронении нет. В двух километрах к востоку от нынешней идентификации могил Маккавеев находится небольшая арабская деревушка Мидия, которая, судя по названию, стоит на месте бывшей деревни Модиин. Здесь, на этом месте были найдены остатки мозаики с изображением креста, вполне возможно более поздней византийской церкви. Существует предположение, что монахи, уходя отсюда под давлением мусульман, забрали кости из могильных склепов с собой, как они обычно это делали со святыми мощами для того, чтобы перезахоронить где-то у себя. Идентифицировано это место было неким учителем гимназии из Герцлии, который стал устраивать здесь церемонии, связанные с Маккавеями в 1910 году. Он пришел сюда со своими учениками в праздник Ханука и зажег первую ханукальную свечу. С тех пор возникла традиция устраивать торжественную церемонию по случаю праздника Хануки в Модиине. Члены спортивного общества «Маккаби» зажигают здесь факел и доставляют в Иерусалим в резиденцию президента государства. Огонь спортивных праздников Маккабиад также зажигают здесь. Однако не существует никаких достоверных доказательств, что эти могилы принадлежат именно Маккавеям, даже, скорее, наоборот, есть ряд соображений позволяющих сомневаться в точности данного определения. Во-первых, подобных могил довольно много и в этом, и в других районах. Это вполне обычный тип захоронения более позднего времени — могила, выработанная в скале, с двумя помещениями — аркосолиями по бокам, для захоронения утвари умершего. Существуют как еврейские так и более поздние христианские могилы такого типа. Однако во времена Маккавеев хоронили не совсем так. Предположительно, во втором — первом веке до нашей эры евреи хоронили мертвых только в оссуариях. Так что, скорее всего, эта идентификация ошибочна и настоящие могилы Маккавеев находятся к востоку, ближе к арабской деревне Мидия, где тоже сохранилось довольно много древних захоронений, которые арабы называют «Кубур эль-ягуд» (могилы евреев). В 500 метрах на северо-запад от современной идентификации также имеется комплекс развалин по имени Хагарди. Над частью руин — купольное сооружение, известное как гробница шейха. Известно, что в 19 веке тут возвышались остатки некоего монументального здания, которые исследовал в 1870 году Вильям Грин, а в 1874 году Шарль Клермон-Ганно. Оба ученых пришли к мнению, что данная постройка с колоннами и мозаичным полом относится к византийскому периоду, а Клермон-Ганно выдвинул предположение, что это и есть здание, изображенное на карте Медвы рядом с надписью «Модиим эта та самая Мидита, откуда были маккавеи», указанное также и в «Ономастиконе» Евсевия Кесарийского. В 2005 году под эгидой Управления древностями тут работал археолог Йоси Элиша, пришедший к выводу, что здесь стояло два погребальных комплекса (видимо, для родителей — поменьше, а для пяти братьев — больше). На месте меньшего ныне — гробница упомянутого шейха. В последнее время, в ходе работ по расширению шоссе № 443 в районе Модиина был обнаружен еще один комплекс из трех погребальных пещер, объединенных двориком. В восточном и северном секторах этого некрополя находятся погребальные ниши, часть из которых вырублена в породе, а часть построена этажами. Западный сектор полностью раскопан и изучен не был. В процессе работ было найдено 20 оссуариев. На некоторых этих вместилищах костей высечены имена: Шимон, Мирьям, Сара, Менелаус. Таким образом, тут определяется типичная иудейская погребальная пещера периода с 1 века до нашей эры по 2 век нашей.



Автор статьи: Игорь Торик
Статьи Игоря Торика
Экскурсии Игоря Торика
Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Игорем Ториком, оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.


Имя (обязательно)


E-mail (обязательно)

Оставить комментарий