Random header image... Refresh for more!

Хеврон

Один из старейших и важнейших еврейских городов Израиля и Иудеи, имеющий статус святого для евреев города, наряду с Иерусалимом, Тверией и Цфатом, стоит в южной части горной Иудеи на массиве Хевронских гор и принадлежит сегодня Палестинской автономии. Основан Хеврон, как говорит библейская традиция, еще праотцем Авраамом, купившем здесь у Ефрона Хиттита (Бытие 23:8-17) участок поля с пещерой Махпела, в которой, в соответствии с традициями всех религий, похоронен он сам, его сын Ицхак, внук Иаков и их жены. Пещера является местом активного паломничества христиан, мусульман и евреев, арабы называют ее Харам, то есть, «Заповедная». Сегодня в арабском Хевроне, не смотря на все опасности, имеется небольшой религиозный еврейский квартал, а рядом с городом стоит довольно большое еврейское поселение Кирьят Арба, названная по второму упоминающемуся в Библии имени Хеврона (Бытие 23:2). В библейских источниках город упоминается 74 раза. В соответствии с Книгой Исхода, сам город был основан уже после смерти Авраама, за семь лет до египетского Цоана, построенного в 1727 году до нашей эры, судя по стеле фараона Сети I. Смысл еврейского названия неизвестен, а арабы называют его эль-Халиль, что означает «Возлюбленный». После захвата Земли Обетованной евреями, Иисус Навин сделал Хеврон одним из трех городов — убежищ Иудеи, где жили коэны и левиты (Навин 10). В течении 7 с половиной лет Хеврон был первой столицей Иудеи, престольным городом царя Давида до основания Иерусалима (2 Царств 2:11). Именно здесь его сын Авессалом устроил восстание против отцовской власти. Во времена царей Иудеи город был хорошо укрепленной стратегической точкой, а после разрушения Первого Храма наряду с евреями тут поселились идумеи. Йоханан Гиркан захватил город и заставил все его языческое население принять иудаизм. Ирод Великий вел в Хевроне большое строительство, поставив мавзолей над пещерой Махпела, стены которого сохранились до сегодняшнего дня и мемориальное сооружение у дуба Авраама (Алоней Мамре), который находился к востоку от поворота на Кирьят Арбу. Само дерево не сохранилось, оно зачахло еще в 10 веке и здесь можно увидеть руины иродовской кладки и старых церквей, в том числе базилики императрицы Елены. Об этом строительстве довольно подробно сообщает Иосиф Флавий в «Иудейской Войне». После антиримского восстания Хеврон прекратил свое существование как еврейский город. Евсевий, один из отцов церкви, живший в 4 веке нашей эры, описывает Хеврон как «большую деревню, в которой нет евреев». В византийский период в городе строится множество церквей, частично превращенных в мечети после арабского нашествия. В 1100 году Хеврон захвачен крестоносцами и Готфрид Бульонский возводит в городе замок «Святого Авраама», изгнав из города вновь возникшее здесь еврейское население. Евреи возвращаются в Хеврон, когда мамелюкский султан Байбарс в 1260 году выгоняет отсюда крестоносцев. Не смотря на то, что, по крайне мере с 15 века, евреи, живущие в городе, подвергаются гонениям со стороны арабов, несколько семей не прерывают связи поколений до сегодняшнего дня. Еврейская община Хеврона пережила несколько серьезных погромов, самым кровавым из которых был погром 1929 года. Важнейшей достопримечательностью Хеврона, вторым по святости местом после Иерусалима для евреев является пещера Махпела — место захоронения праотцев. Необычайную святость Махпеле придают также христиане и мусульмане. Здесь Авраам похоронил свою жену Сарру, а затем был похоронен и сам. В одном зале с ним позже похоронены Иаков и Лея, жена Ицхака. Вторая его жена Рахель похоронена в Вифлееме. В другом зале — могилы Ицхака и Ривки (Ревекки). Внешняя стена здания построена Иродом Великим и очень напоминает Стену Плача. Позже к ней пристроено двухэтажное здание, на первом этаже которого находится, по традиции, существующей с византийских времен, могила Иосифа. Помещение используется как мечеть. От юго-восточного угла здания лестница ведет к мощным воротам мамелюкских времен, называемых сегодня «Воротами Авраама». К северо-восточной стене в поздний арабский период пристроена мечеть Джаулия. Зал, в котором находятся могилы Ицхака и Ривки представляет собой остатки византийской церкви, перестроенной крестоносцами и превращенной в мечеть мусульманами. Сегодня здесь попеременно молятся евреи и мусульмане и пещера Махпела представляет собой серьезный камень раздора между двумя религиями. Самый старый район города находится в его юго-западной части в стратегически важном месте, чуть восточнее водораздела главного хребта Иудейских гор. Рядом — источник с древним колодцем Эйн Джедейда. Археологи обнаружили здесь остатки укреплений периода средней бронзы. Кроме пещеры Махпела и Алоней Мамре в Хевроне есть ряд других интересных мест, таких как древний тель эль-Хаске, представляющий собой группу руин различных периодов. Он сосредоточен в трех километрах северо-западнее Хеврона в верхней части вади э-Зарка. Двухэтажное здание, по местной традиции приписываемое местной тюрьме крестоносцев, носит арабское название эль-Хабс и относится к стоявшему неподалеку крестоносскому замку Бурж эль-Хаске, использующемуся арабами до сегодняшнего дня. Рядом — одноименный источник, около которого обнаружен ряд еврейских могил византийского периода. Земля эта принадлежала евреям, как следует из турецких документов, еще во второй половине 19 века. В Хевроне есть также руины русской церкви «Эшель Авраам» и странноприимного дома для русских паломников, построенных в 1871 году на южном выезде из города рядом с огромным многовековым дубом, уже погибшим, а также ряд древних еврейских могил, бассейн — водосборник, существовавший еще во времена царя Давида (2 Царств 4:12) и ряд других древних руин.



Автор статьи: Игорь Торик
Статьи Игоря Торика
Экскурсии Игоря Торика
Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Игорем Ториком, оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.


Имя (обязательно)


E-mail (обязательно)

Оставить комментарий