Random header image... Refresh for more!

Иерусалим — Новый Город

А   Б   В   Г   Д   Ж   И   К   Л   М   Н   П   Р   С   Т   X   Ц   Ш   Э   Я

Шейх Джарах Район И Мечеть.

Названы в честь одного из военачальников, который также был личным врачом Салладина, шейха Джараха, участвовавшего в захвате Иерусалима в 1187 и умершего в 1201 году. Мечеть построена самим Джарахом, здесь же он и похоронен. На территории квартала находятся также так называемые Царские могилы и могилы Малого Синедриона, в том числе захоронение Шимона-праведника. Подробнее об этом рассказывается в статье могилы Санхедрина.

Шимона Праведника Могила.

Могила известного храмового первосвященника, встречавшегося с Александром Македонским ассоциируется с захоронением, найденным на Шхемской улице. Склеп в действительности относится к периоду Второго Храма. Еврейская традиция также утверждает, что здесь были похоронены жена и ученики праведника. Сохранилась табличка 14-го века. Шимон ха-Цадик пользуется большой популярностью в еврейской традиции и его называют одним из последних ученых Великого Собрания. Жил он в 4 веке до н.э. и упоминается в книге Иисуса сына Сирахова (Иегошуа Бен Сира). Известен строительством как водных так и оборонительных сооружений в Иерусалиме. По талмудической версии, во время завоевания Эрец Исраэль Александром Македонским в 332 году до нашей эры. Шимон вышел навстречу царю, дабы сопроводить его в Иерусалим (Вавилонский Талмуд, трактат Йома, 69;1). Встреча эта произошла в том самом месте, где позже Ирод возведет крепость Антипатрис (Тель Афек). По Флавию, эта встреча произошла на Масличной горе, и участвовал в ней не Шимон, а его дедушка Иаддуя. Вот что пишет Иосиф Флавий о самом Шимоне: «По смерти первосвященника Онии (сына Иаддуя) преемником последнего стал его сын Симон, получивший за свое доброе расположение к своим единоплеменникам прозвание «Праведный». («Иудейские древности» 12:2:5) По преданию, Шимон-праведник узнал заранее о дне своей смерти. Он выступил перед собранием мудрецов и поведал, что происходит с ним, когда он входит в Святая Святых в храме: «В каждый Йом Кипур мне является старец в белых одеяниях. Он входит вместе со мной и выходит вместе со мной (из Святая Святых). В этом году он вошел со мной, но не вышел вместе со мной…» (Иерусалимский Талмуд, трактат Йома, 5; 3). По Вавилонскому Талмуду: «А сегодня явился мне старец в черных одеяниях, вошел со мной и не вышел вместе со мной…Через семь дней после праздника суккот скончался Шимон, первосвященник» (Йома, 39; 2). «Все время существования Шимона в Храме постоянно горела свеча… Умер Шимон – утратила силы и свеча…» (Тосефта Сота, 13;7). Вырубленная в скале пещера и прилегающее поле – еврейская собственность. Перед пещерой был огражденный двор, обустроенный под эгидой Комиссии делегатов (сионистская администрация во время правления Британского мандата). Над входом во двор было написано: «Ремонт пещеры и строительство забора выполнено по указанию Комиссии делегатов Эрец Исраэль , 5678 – 1918 г.» Вход в пещеру закрывали железные ворота. Несколько ступеней ведут вниз. С правой стороны выбита канавка, ведущая к водосборнику, вырубленному внутри пещеры. Прежде это была погребальная камера с нишами для тел. В стенах вырублены аркосоли (арочные ниши для оссуариев). По традиции, тут были погребены ученики Шимона-праведника. Сбоку от этой комнаты – сводчатое помещение, и в нем, по преданию, находился оссуарий с мощами праведника. В новые времена тут высечена надпись: «Могила мудреца от Бога, Шимона-праведника, да защитят его заслуги нас, аминь». Большое количество народа собирается здесь в Лаг ба-Омер, особенно представители восточных общин. В народном сознании давно уже произошло архетипическое смешение образов самых разных Шимонов, в том числе и Шимона Бар Йохая, скончавшегося, по преданию, в Лаг ба-Омер. Сложилась традиция устраивать тут и праздничную трапезу. Предания о пещере Шимона уходят корнями в средние века и глубже. Рабби Яков-посланец, посетивший Иерусалим в 1235 году, указывает, что «рядом с Иерусалимом есть пещера Шимона-праведника и его учеников». Караим Шмуэль Бен Дов, исследовавший Иерусалим в 1641 году, рассказывает: «И видели мы одну пещеру, и внутри нее – колодец, и сказали наши учителя, что это могила Шимона-праведника и его жены. А водосборник – это миква его жены». В 1871 французский археолог Клермон-Ганно обнаружил в этой пещере полустертую римскую надпись со словами «Юлия Сабина» и сделал вывод, что это, скорее всего, жена или дочь военачальника римской армии, участвовавшего в разрушении Храма, о котором упоминает Иосиф Флавий.

Шмидта Школа.

Христианская школа Шмидта для девочек находится прямо напротив Шхемских ворот Старого Города в арабском квартале. Свободного посещения сюда нет. Спланирована школа была Хайндриком Рейнхардом в 1900 — 1910 годах и строилась Конрадом Шиком, однако строительство ее не было закончено: из трех зданий, которые должны были располагаться в виде буквы П отстроено только одно — южное. По замыслу основателей здесь должны были быть школа, церковь и странноприимный дом. Остальные здания возведены значительно позже, уже в наши времена. С начала Первой Мировой войны здание использовалось для военных нужд: турками, а, затем, англичанами, и только с 1956 года здесь вновь женская школа и церковь св. Павла. Также здесь имеется свой музей таксидермии, в котором представлены чучела самых разных животных, причем часть коллекции находится ныне в Библейском зоопарке в Иерусалиме. Есть также коллекция минералов и некоторые незначительные археологические находки. В столовой школы находятся два макета Храмовой горы работы Конрада Шика 1873 года — один, изображающий современное состояние горы с расположенными на ней мечетями, а другой — так, как в представлении Шика, должен будет выглядеть Третий Храм, построенный христианами (в настоящее время передан Германии по инициативе Ольмерта). Здесь есть комната, посвященная знаменитым гостям, в том числе кайзеру Вильгельму, в которой он, разумеется, ни разе не был, поскольку здание построено только после его визита в Иерусалим. Однако, посещавший Святую Землю, папа Павел Шестой здесь действительно бывал.

Шнеллер Здания.

В зданиях комплекса помещался сиротский приют для сирийских детей, спасшихся во время резни христиан в Сирии. Основателем приюта был Людвиг Шнеллер, имя которого и носит это место. Комплекс был сдан в эксплуатацию в 1900 году. Деньги на строительство пожертвовали немецкие протестанты. В общем довольно мрачный облик комплекса, состоящего из фабричного вида корпусов, оживляет высокая часовая башня над главным корпусом. Немецкий лютеранский миссионер, отец Йохан Людвиг Шнеллер (1820 — 1896) в 1856 году приобрел участок земли у арабского жителя предместья Иерусалима Лифты. Он нанял опытных строительных рабочих из Вифлеема и Бейт Джаллы, которые в том же году приступили к возведению восьми зданий. Строительство продолжалось до 1903 года. Вся территория комплекса была окружена высокой каменной стеной с массивными железными воротами, которые запирались на ночь. В архитектуре зданий просматривается смешение как немецкого, так и ближневосточного стилей. Большинство домов пострадало от времени и небрежной эксплуатации; сегодня лишь часть из них сохранила свой первоначальный вид. Лютеранская церковь и отец Шнеллер надеялись, что комплекс поможет наладить жизнь местного населения и облегчит его страдания. Отец Шнеллер создал здесь школу для слепых, сиротский приют и мастерские, где молодые люди могли обучаться ремеслам. Он сам лично руководил всеми работами. В мастерских изготовлялись кирпичи для строительства, черепица для крыш, рамы для окон, перила, детали ограды и крышки для люков. Одно из зданий служило церковью, несколько других являлись жилыми помещениями для работников. Во время первой мировой войны комплекс Шнеллер был превращен турками в военную базу). Все восемь зданий комплекса Шнеллер объявлены архитектурным памятником. Сегодня территория бывшего сиротского приюта принадлежит Армии Обороны Израиля, здесь располагаются ее медицинские учреждения.

Шокена Библиотека.

Самая маленькая из построек архитектора Эриха Мендельсона в Иерусалиме, но одна из самых красивых. Находится на улице Бальфур дом 6. Библиотека, как и личная резиденция Шокена, находящаяся неподалеку, были построены им почти сразу после переезда в Палестину из Германии, вести бизнес в которой для евреев с приходом к власти Гитлера становилось всё трудней и трудней. Соломон Залман Шокен родился в польском городе Познань в 1877 году в купеческой семье. В 1901 вместе с братом начинает заниматься торговлей — за 30 лет его сеть расширилась с одного магазина до девятнадцати крупных универмагов по всей Германии. В 1938 году под нажимом государства универмаги были проданы, финансовая империя Шокена прекратила своё существование. Шокен интересовался иудаикой, ивритом, поддерживал начинающих еврейских писателей (в частности, Агнона). В 1931 году он основывает издательство Schocken Verlag, выпускавшее книги как на немецком, так и на иврите — в основном, на еврейскую тематику. За семь лет, до закрытия в 1938 году, издательство успело выпустить более 200 наименований книг. Но уже с 1934 года Шокен уезжает из Германии и передает бразды правления своим заместителям. В Палестине он основывает новый издательский дом, во главе которого встает его сын Гершом (Густав). В 1935 году издательство Шокена приобретает газету «Гаарец», а Гершом становится её главным редактором. Он же — и единственный из семьи Шокенов, кто не переезжает в 1940 году в Нью-Йорк. В США Залман Шокен основывает ещё одно издательство — Schocken Books. В 1980 году оно было продано издательскому дому Random House, но как торговая марка существует до сих пор. Израильское же издательство до сих пор находится в руках Шокенов. После смерти Гершома в 1990 году главным редактором «Гаарец» стал его сын Амос Шокен. Ещё один внук Залмана Шокена — Гиллель Шокен стал известным архитектором. Шокен также занимался коллекционированием старинных еврейских книг. Его коллекция бесценна — около 50 тысяч томов, из них несколько сотен манускриптов. Это единственное собрание такого масштаба, которое удалось спасти от рук нацистов; оно было вывезено из Германии в середине 30-х гг. в рамках специальной операции. Почти полностью коллекция находится в институте Шокена в Иерусалиме и доступна исследователям. После смерти Шокена в 1959 библиотека вместе со зданием были переданы его семьей Американской Еврейской Теологической Семинарии, под эгидой которой в здании сейчас работает институт еврейских исследований. Институт Шокена проводит также различные встречи любителей еврейской книги. Проводятся они и на русском языке. В остальное время проход в институт возможен только для владельцев спецудостоверений. Восточная стена здания почти глухая. Непрерывная лента окон наверху, используемая для освещения зала, существует как бы сама по себе. Монотонность, однако, элегантно разбавляют ряды небольших зарешеченных окон разных размеров. Небольшое пространство в торце, образованном широкой и более узкой частями здания (которое напоминает букву Т с неправильными плечами), выполнено в еврейских религиозных мотивах, восходящих к периоду Первого храма. Северная стена абсолютно пуста. Уже здесь можно увидеть выглядывающий слева застеклённый балкон необычной формы. Функциональность балкона заключается в обеспечении проникновения рассеянного (мягкого) света в зал библиотеки, находящийся на втором этаже. Сам Мендельсон называл его «светом Рембрандта«. В то же время, это характерный приём для архитектора, использовавшего загрулённые углы почти во всех своих постройках. Окна на первом этаже спроектированы в такой пропорции и в такой цветовой гамме, что их можно заметить только при большом желании; доминирование балкона на пространстве стены становится подавляющим.

Шотландская (св. Андрея) Церковь.

Шотландская церковь построена британским архитектором Холидеем совместно с израильскими архитекторами Даном Бен Дором (репатриантом из России) и Золтаном Харматом в 1927 году и сочетает в себе как восточные, так и западные элементы строительства. Среди иерусалимских построек архитектора Холидея — новый корпус офтальмологической больницы св. Иоанна на улице Хеврон (ныне – Иерусалимский дом Качества) и небольшой квартал на улице Яффо (здания банка Барклайз и библейского сообщества, а также садик между ними). Холидей был автором плана Иерусалима, по которому город застраивался с 1930 по 1944 годы. Огромное значение имели составленные им планы Хайфы и Нетании, определившие развитие этих городов на долгие годы. Чтобы подчеркнуть национальный характер постройки Холидей использовал образ шотландского замка. Кажущееся сложным по форме, здание на самом деле состоит из простых геометрических фигур разного размера, и напоминает собранную из конструктора модель. Несомненно влияние баухауза, постройки в стиле которого отличает подчёркнутая ассиметричность. В характерном для построек в Старом городе стиле выполнены и два простеньких белых купола над церковью. Решение для башни-колокольни было предельно простым — никаких шпилей, простая коробка, увенчанная таким же простым крестом. Похожие башни в стиле неоренессанса можно встретить в Европе, в частности, в Италии, но в Иерусалиме это, похоже, единственный пример башен подобного типа. В строительстве церкви Холидеем был использован особый вид известняка, быстро чернеющий на открытом воздухе. В результате, церковь начала стареть не по годам, а по часам, и вскоре по внешнему виду мало чем отличалась от зданий, построенных значительно ранее. До церкви на этом месте стояла «птичья крепость» турков. Комплекс, имеющий форму буквы состоит из непосредственно церкви и примыкающей к ней трёхэтажной гостиницы. Фасад гостиницы, обращенный во двор, украшен аркадой в арабском стиле. В целях удобства постояльцев в ходе реконструкции аркада была застеклена. Поначалу это был приют для паломников — очень скромный, с удобствами в коридоре. Затем много лет здание пустовало, пока в 80-е годы не было капитально отремонтировано. Сейчас это гостиница на 45 мест. Церковь Святого Андрея — единственная в Иерусалиме пресвитерианская церковь. Другие протестантские церкви принадлежат в основном лютеранам и англиканам. Есть баптистская церковь, а вот у кальвинистов — течения, наиболее близкого к пресвитерианству, своей церкви в Иерусалиме нет. Интерьер выдержан в традиционном для реформатских церквей стиле — белые стены, почти полное отсутствие декора, подчеркнутая строгость дизайна немногочисленных предметов, находящихся в зале. Вкупе с широкими окнами, через которые в изобилии проникает солнечный цвет, создаётся ощущение простора — явление редкое для иерусалимских церквей. Тем более, обращают на себя внимание некоторые необычные детали интерьера. Прежде всего, это окна в виде витражей из хевронского стекла в стиле арт-деко — два огромных по бокам, и одно небольшое сзади, в форме круга. Рисунок на двух боковых окнах, находящихся друг напротив друга, идентичен, но при этом использованы разные цветовые решения. Под круглым окном находится небольшая мемориальная доска с флагами по сторонам. Церковь основана в память о шотландских солдатах, погибших в боях за Иерусалим во время Первой Мировой Войны. Средства на строительство церкви начали собирать уже через месяц, после входа британских войск в Иерусалим (декабрь 1917 г). Инициатором выступил Ниниан Хилл, судовладелец и старейшина церкви из Эдинбурга. За несколько лет организаторам удалось собрать 50 тысяч фунтов. В 1927 году у греческой православной церкви в 100-летнюю аренду был приобретен участок на холме над долиной Хином (она же Геенна). Место это называется плечом Хинома (на иврите — «кетеф Хином»), оно упоминается в Ветхом завете (Иисус Навин, 18:16), именно здесь проходила граница между владениями колен Иуды и Вениамина. На церемонии закладки первого камня 7 мая 1927 года присутствовал генерал Эдмунд Алленби, как написано на краеугольном камне церкви: «в честь освобождения Иерусалима 8 декабря 1917 года». Посвящена церковь св. Андрею, патрону Шотландии с 7 века. Св. Андрей — один из рыбаков на Кинерете, кооптированный Иисусом во время его первых проповедей у Галилейского моря. Андрей был одним из двенадцати учеников Иисуса. После смерти учителя по жребию, проведенному апостолами, ему выпало идти проповедовать идеи христианства на севере. По одной версии, Андрей дошёл до территории нынешней Украины, по другой — до новгородских земель (и поэтому почитаем Русской православной церковью). Был распят в Патре (Греция). По просьбе осуждённого при этом был применён крест в форме буквы Х, носящий с тех пор имя андреевского. Церковь была торжественно открыта в день святого, 30 ноября 1930 года. В церкви выставлены флаги различных шотландских подразделений британской армии. К спинкам сидений приклеплены таблички с названиями полков, городов и районов Шотландии. В полу церкви под амвоном есть медная табличка с надписью-посвящением королю Шотландии Роберту Брюсу, умершему в 1392 году, который завещал похоронить свое сердце в Иерусалиме, что так и не было исполнено. Посланец, который должен был доставить серебряную коробочку с сердцем короля в Иерусалим был убит по дороге, в Испании. По одной версии сердце пропало, по другой — похоронено в городе Мелроз недалеко от Эдинбурга. Тело короля захоронено в городе Данфермлин в Шотландии. Амвон и пол вокруг него выполнены из камня светло-зелёного цвета. Это мрамор, добываемый на крохотном острове Айона, входящим в состав Гебридских островов в западной Шотландии. На Айоне в 6 веке основал монастырь святой Коломба Колумкилле («столп церкви»), миссионерская деятельность которого положила начало распространению христианства в Шотландии, этим же мрамором отделана и полукруглая стена апсиды, к сожалению, скрытая занавесью. Если выйти из церкви через вторую дверь, в стене слева можно увидеть табличку на нише, в которой захоронен пепел Ниниана Хилла (1869—1946) — того самого, по инициативе которого была построена церковь; он же быд и первым её священником. Под церковью найден ряд захоронений времен Первого Храма, в которых были сделаны интереснейшие находки, в частности, здесь был найден самый древний текст ТАНАХа — Ветхого Завета. На тоненьком серебряном листочке на иврите была написана так называемая «Молитва Коэнов». Сегодня эта находка является одним из ценнейших экспонатов Музея Израиля.

Шуафат.

Арабская деревня на севере Иерусалима, построенная, в основном, во время правления на этой территории королевства Иордания. Здесь, в частности, останавливался король Хуссейн. После Шестидневной войны 1967 года Шуафат включен в городскую черту столицы. Название района переводится с арабского как «холмы», поскольку стоит он на довольно высоких холмах. Под арабской деревней – остатки нескольких древних еврейских поселений, в том числе, поселок первосвященников Нов, упомянутый в Библии. Здесь же, по одной из версий, был Гиват Шауль царя Саула (ныне – Тель эль-Фуль, где возвышается недостроенный в 60-е годы 20 века дворец иорданского короля Хуссейна). На южном въезде в деревню – обелиск в память о солдатах 10 бригады (Харель), павших здесь при освобождении Иерусалима.

А   Б   В   Г   Д   Ж   И   К   Л   М   Н   П   Р   С   Т   X   Ц   Ш   Э   Я



Автор статьи: Игорь Торик
Статьи Игоря Торика
Экскурсии Игоря Торика
Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Игорем Ториком, оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.


Имя (обязательно)


E-mail (обязательно)

Оставить комментарий