Random header image... Refresh for more!

Иерусалим — Новый Город

А   Б   В   Г   Д   Ж   И   К   Л   М   Н   П   Р   С   Т   X   Ц   Ш   Э   Я

Хадасса.

Южнее Эйн Карема, в районе Кирьят Йовель, находится крупнейший израильский медицинский центр — госпиталь Хадасса, созданный в 1961 году при непосредственной поддержке и денежной помощи женской сионистской международной организации «Хадасса». Еврейская традиция приписывает это имя как второе царице Эстер. Эта организация основана в 1912 г. в США и насчитывает в наше время свыше 370 тысяч человек. В синагоге госпиталя находятся великолепные витражи, выполненные по рисункам Марка Шагала на библейский сюжет: благословения праотца Яакова сыновьям, которые в будущем станут основателями колен.

Хан Театр.

Здание театра и культурного центра построено, очевидно, в турецкие времена и частично врублено в скалу. В начале века принадлежал Немецкой Колонии, а в 1967 году эмигранты из России открыли здесь один из первых в Иерусалиме театров.

Хар Хома район.

Новый район в юго-восточной части Иерусалима, практически на грнаице с Вифлеемом (Бейт Лехемом). Название переводится как «гора-стена», арабское название холма «Абу Гнаим». На территории района обнаружены руины византийской эпохи (5-6 век), которые по некоторым христианским традициям идентифицируются с колодцем св. Феодора и церковью Бир Кадисум, которая отмечает место, где Мария спустилась с ослика перед тем как родить сына.

Хейхаль Шломо.

Комплекс Хейхаль Шломо находится в центре города около Большой синагоги напротив парка Независимости. Здесь – главный раввинат Израиля, музей предметов культа Дор ле-Дор, синагога и богатая библиотека. Здание было построено на деньги сэра Исаака Вольфсона и названо в честь его отца Шломо. Фронтальная часть здания со стороны улицы Кинг Джордж содержит изображение весов Фемиды, стоящие на двух Скрижалях Завета и цитату из Торы: «И будут судить народ судом праведным». В синагоге комплекса – очень красивый шкаф для свитка Торы 1729 года, привезенный из Падуи. Библиотека еврейских рукописей открыта для всех желающих.

Хибру Юнион Колледж.

Англоязычное название Института Изучения Иудаизма реформистского течения. Основан он был в Нью-Йорке. Среди его директоров были Нельсон Глик, известный исследователь истории и археологии Израиля, Шмуэль Вейс, именем которого названа улица в Иерусалиме. Иерусалимское отделение возникло по инициативе Глика на улице Кинг Девид. Здесь – реформистская синагога и центр по изучению Библии, в котором проходят очень популярные курсы археологии Израиля. Колледж занимается археологическими раскопками и изучением древностей, созывает научные конференции на эти темы. Главное здание было спроектировано построено архитектором Рау.

Холиленд.

Макет Иерусалима периода II Храма выполнен в масштабе 1:50 (то есть в 1 см макета 2 метра) подлинного города, существовавшего 2 тысячи лет назад — как будто бы за минуту до того, как безумный легионер зажег свой факел. Находится сегодня на территории Музея Израиля, хотя раньше представлял собой самостоятельную достопримечательность. Современный Старый город в несколько раз меньше древней столицы Иудеи — Иерусалима периода правления римских прокураторов и потомков царя Ирода Великого. К 66 году по новому летоисчислению, к началу восстания против всесильного Рима город достиг высшей точки своего расцвета и величия. Население его достигло 100 тысяч человек. Это был четвертый город мира по величине — после Александрии, Антиохии и Рима. Иерусалим окружали мощные стены. Башни возвышались на 30-40 метров. Жемчужиной города, бесспорно, был Храм на горе Мориа. Его крыша и фасад были покрыты золотом. Макет Иерусалима выполнялся группой ученых-археологов Еврейского университета, руководил работами профессор Михаэль Ави-Йона. Основываясь на свидетельствах древних историков — в том числе Иосифа Флавия, Тацита и других, а также на данных археологических раскопок, — профессор Ави-Йона составил план города. Затем из материалов, которыми пользовались при строительстве подлинных сооружений — известняка, мрамора, дерева, меди, железа — был построен этот миниатюрный город. Работы велись в начале 60-х годов, и уже по ходу дела приходилось вносить изменения в макет. Ведь каждая новая археологическая находка могла подтвердить, или опровергнуть предположение о местонахождении какого-либо здания. А кроме того, все это было до Шестидневной войны 1967 года, после которой израильские археологи наконец-то получили доступ в Старый город, в Восточный Иерусалим, на Масличную гору. Но даже имея возможность попасть, они не всегда имели возможность копать. Например, даже в западной части Иерусалима, принадлежавшей Израилю с 1948 года — там расположены различные учреждения, ходил городской транспорт. А Восточный Иерусалим был застроен старыми домами — собственностью частных владельцев, частью враждебно настроенных, целые участки были заняты монастырями, на территории которых работали их собственные археологи, которые, чаще всего, отказывались делиться своими данными с израильтянами. В Старом городе некоторые здания построены в 12-13 веке. Чтобы посмотреть, что находилось под этими зданиями, их требовалось снести или поставить на мощные бетонные сваи. Работа тяжелая и дорогостоящая. Информации было недостаточно. В некоторых случаях при изготовлении макета приходилось домысливать, основываться на предположениях, которые потом вызывали споры, даже насмешку. Ипподром, например, показан почти рядом с Храмовой горой. Если бы его действительно начали строить так, евреи города подняли бы восстание против царя, осмелившегося на такой поступок! Ведь ипподром — греческое, чуждое, языческое сооружение. Но даже раскопки и работы по реконструкции в Еврейском квартале Старого города и возле Храмовой горы, проведенные в 70-е годы, изменили представление о планировке древнего Иерусалима. Вносить коррективы и перестраивать существующий макет не имеет смысла. Ведь он уже стал достопримечательностью сам по себе. Обход макета начинаем с того места, где сейчас находятся современные Яффские ворота. В те времена здесь стоял огромный, главный дворец царя Ирода Великого с тремя выдающимися башнями Фацаэль, Иппика и Мирьям. Дворец — он же крепость — был поставлен именно здесь, поскольку именно с западной стороны город не имеет естественной, природной защиты — ни крутого склона, ни глубокого вади. Крепость, охраняющая Яффские ворота потом перестраивалась многократно — и крестоносцами, и турками... Однако, при раскопках было найдено достаточно археологических свидетельств, повествующих о временах двухтысячелетней давности — основания башен, стены комнат, остатки бани и прочее, то, что сейчас можно увидеть в музее Мигдаль Давид, стоящей на месте бывшей крепости. Дворец царя Ирода Великого был эклектическим сооружением — здесь в равной мере смешалось и хасмонейское строительство с еврейским оттенком, и греческая и римская классические архитектуры. Основной, довлеющий стиль — все-таки эллинистический, а какой же еще мог быть в те времена. Именно царь Ирод впервые использовал в строительстве купола, считающиеся римским изобретением, правда самый первый купол был не здесь, а на Иродионе. Римский стиль довлел даже в храмовых постройках на горе Мориа — только по величественности и размаху не было равных Храму в мире. Верхний город представлял собой в основном кварталы знати. Здесь на макете отмечены дворцы, в том числе первосвященника Анны, иродианский театр, в южной его части дом первосвященника Каиафы и могила царя Давида. Важно отметить, что все постройки этого богатого квартала тоже имеют типичную эллинистическую архитектуру — внутренние дворики с бассейнами, фонтаны, различные излишества... Вход в дом как правило ведет из внутреннего двора. Такое устройство дома очень хорошо с точки зрения климата и, вместе с тем, создает некоторую приватность. Следует, однако, обратить внимание, что иродовские дворцы на Массаде, например, совершенно открытые. Квартал знати Верхнего Города носил название «римский», планировка его напоминает планировку римских городов — большие дома, широкие улицы, квартал развернут к западу — откуда дует свежий морской ветер. К сожалению, практически никаких остатков при раскопках найдено не было, возможно потому, что самих раскопок производилось очень мало — сейчас здесь плотно застроенный еврейский квартал, жилые дома, под которыми копать неудобно. С южной стороны макета виден нижний город с самыми маленькими и бедными домами. Здесь, по Иосифу Флавию, располагались знаменитые Ессейские ворота. Тот же автор утверждал, что в городе находились театр и ипподром, но, как указывалось выше, явно не на тех местах, которые указаны на макете. Со стороны Кидронской долины вел водовод из источника Гихон в бассейны Силоама. На восточном холме, там где город Давида, виден дворец, в котором жила Елена из Адиабены и ее сподвижники, принявшие иудаизм. Об этом нам также известно исключительно по Флавию. Поднимаясь взглядом вверх по ручью Терапеон, упираешься в Западную стену Храма, ныне известную, как Стена Плача. Напротив — тот самый Хасмонейский дворец, который впоследствии облюбовал себе Каиафа. В южной стене Храма видны двойные и тройные ворота, которые носят название Крысиные ворота, или ворота Хульда — по имени пророчицы, похороненной неподалеку. На макете обе пары ворот двойные, в отличие от действительности — в реальной стене правые ворота тройные. Авнер Горен считает, что тройные ворота аутентичны, а на макете наличествует ошибка. Вся эта стена вокруг Храмовой горы была построена царем Иродом Великим в процессе перестройки Храма как техническое сооружение. Дело в том, что под тяжестью храмовых зданий, отстраиваемых царем Иродом заново гора начала оползать. Кроме того, нужно было принять какие-то меры для очистки поверхности горы — в земле тут и там находили человеческие кости, что вызывало запрет для первосвященников — коэнов здесь находиться. Поэтому и была возведена стена вокруг горы в качестве поддержки, а от стены к горе шла целая система арок таким образом, что поверхность горы была отделена от пола Храма пустым пространством. Такая пустота, по еврейской традиции, дает возможность коэну находиться над захоронениями, не оскверняясь. Стена строилась из огромных блоков безо всякого цемента, причем камни были очень точно пригнаны друг к другу. Точность достигалась тем, что на верхний, уже установленный камень, насыпалось что-то вроде свинцовой дроби — круглых шариков, по которым катали подвешенный на талях следующий камень. Когда верхний камень находился точно над нижним, тали отпускались, камень садился вниз, расплющивая свинцовые шарики. С южной стороны храмовой площади находился подробно описанный Иосифом Флавием двухэтажный портик с колоннадами — именно оттуда по христианской традиции Иисус разгонял торговцев. Крытый портик представлял собой базилику, открытую по длинной стороне. В хасмонейские времена на Храмовой горе была еще одна внутренняя стена вдоль западного края. Длина этой стены была 250 метров в отличие от внешней иродовской длиной 570 метров. Территория Храма была разделена на три двора. Самый большой внешний был устроен по типу римской Агоры — это был двор для всех. Во времена трех основных праздников: Сукот, Шавуот и Пейсах, здесь собиралось все население Иерусалима и пришедшие со всей страны для принесения жертв. Флавий пишет, что там помещалось до миллиона человек и еще оставалось свободное место, однако, Авнер утверждает, что их было всего 100 тысяч. Для сравнения, сейчас во времена мусульманских праздников, например, в Рамадан, здесь умещается 270 тысяч человек с молитвенными ковриками. Второй дворик был женским еврейским, а третий, самый маленький предназначался для мужчин евреев. Двери в Святая Святых были глубоко утоплены в стену, так что оставалось пространство под портиком там, где молились коэны. По описанию Флавия двери Храма выходили на восток, однако, на макете они отмечены на юг. С северной стороны Храмовой горы стоит Антониева башня, названная так в честь Марка Антония Иродом Великим — точно на том месте, где она стояла в реальности. Возможно, там останавливался Понтий Пилат. На храмовую гору можно было войти с любой стороны, однако, вход с севера и с запада использовался реже, чем с востока и с юга. К восточным воротам, ныне заложенным воротам Милосердия, вела дорога с Масличной горы, где жил специальный коэн, который заботился о красной корове. С севера от Храма находятся башенные бассейны, склеп Александра Янная — напротив нынешнего музея Рокфеллера, и могила Гуркана недалеко от отмеченной на макете Голгофы. По утверждению Авнера Горена, с точки зрения археологии, к Голгофе претензий нет, хотя существуют прямо противоположные мнения на этот счет. По его утверждению, самая внешняя стена города, из-за которой Голгофа попадает на городскую территорию, построена только в 40-70 годах.

Хуцот Ха-Йоцер.

Ремесленные производства и ярмарка свободных художников находятся между Яффскими воротами и районом Ямин Моше. Слово «хуцот» в Библии имеет значение «рынок». Сейчас здесь два ряда магазинчиков, мастерских, галерей художников, зангимающихся, в основном, прикладными видами искусств. Ряды эти были построены после Шестидневной войны, до войны по этому месту проходила граница между Иорданией и Израилем. Стоят они в долине Гай Бен Эном несколько выше бассейнов султана. В турецкие времена и период британского мандата здесь стояла смешанная еврейско-арабская деревушка Джурат аль-Анаб. Во время война за Независимость здесь шли тяжелые бои и жители покинули свои дома. До Шестидневной войны дома эти простояли пустыми.

А   Б   В   Г   Д   Ж   И   К   Л   М   Н   П   Р   С   Т   X   Ц   Ш   Э   Я



Автор статьи: Игорь Торик
Статьи Игоря Торика
Экскурсии Игоря Торика
Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Игорем Ториком, оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.


Имя (обязательно)


E-mail (обязательно)

Оставить комментарий