Random header image... Refresh for more!

Иерусалим — Новый Город

А   Б   В   Г   Д   Ж   И   К   Л   М   Н   П   Р   С   Т   X   Ц   Ш   Э   Я

Талита Куми.

Сегодня — только часовая башня на площади перед магазином Машбир на улице Короля Георга (Кинг Джордж), а раньше, до 1980 года, христианская миссионерская школа для девочек. Названа по арамейскому выражению Иисуса при воскрешении девушки: «Талита, куми!» — «Девочка, встань!» (Марк 5:22-42). Принадлежало миссионерскому обществу C.M.S., созданному епископом Гобатом для так называемого повторного крещения, то есть, для привлечения христиан различных конфессий именно в протестантизм. Действие евангелической истории происходит в районе озера Кинерет на севере Израиля, и отношения к Иерусалиму не имеет. Но когда орденом сестёр дьяконисток было решено о создании приюта для девочек-сирот, чтобы подчеркнуть предназначение заведения, ему дали такое название. Протестантский орден сестёр диаконисток был основан в 1833 году в немецком городе Кайзерсверт, около Дюссельдорфа. Название ордена происходит от греческого слова diakonos (слуга); diakonia означает «служба милосердия». Известен тем, что в его госпитале некоторое время работала Флоренс Найтингейл, ставшая символом сестры милосердия. Иерусалиме орден действовал с 1851 года. В 1856 году был приобретен участок на примерно в километре к западу от Яффских ворот. Место это называлось «холм Готфрида», так как по преданию именно здесь был разбит лагерь Готфрида Бульонского перед захватом им Иерусалима во время 1-го крестового похода. После сноса школы от холма почти ничего не осталось, но и сейчас, если идти по Кинг Джордж от улицы Яффо, можно заметить, что улица идёт вверх, а в районе Мигдаль ха-Ир, недалеко от которого находилась школа, вдруг начинается спуск. Школа занимала большой участок вдоль Кинг Джордж между ул. Агрипас и Беери. Площадь за Мигдаль ха-Ир, известная как «яма Шибера», также принадлежала ей. Улицы Кинг Джордж тогда ещё не было (она была проложена в начале 20-х гг.), и на её месте проходила немощенная дорога. Главный фасад здания школы был направлен на север, в сторону оживлённой дороги на Яффо. Европейцы в те времена боялись выходить за пределы городских стен, поэтому строительство основного здания началось только в 1866 году, после получения гарантий безопасности от местных властей. В 1868 году школа была открыта. Трёхэтажное здание школы оказало большое влияние на последующие постройки в городе. Застройка в Старом городе было очень скученной, при строительстве в первую очередь в расчёт принималось наличие свободной земли, на которой обычно старались возвести здание с как можно большей полезной площадью. Как образец при освоении территории за пределами городских стен её использовать было бессмысленно, поэтому многие архитекторы, в конце 19 века начавшие строить вне стен Старого города, использовали опыт строительства «Талита куми», одно из первых таких зданий. Например, именно здесь были впервые применены характерные для Иерусалима двойные — одно за другим в ряд — окна. Здание возвышалось над окружающей его местностью и с его крыши хорошо обозревался Старый город; для этих целей на ней была оборудована обзорная площадка. Со временем к зданию были пристроены несколько построек, появился внутренний дворик. В здании находилась школа-приют для девочек, впоследствии к ней прибавились детский сад и учебные заведения по подготовке учительниц и религиозных служительниц. Большинство учениц были из арабских семей, но были и армяне, копты и другие. Большая их часть были сиротами и жили при школе; девочкам из обычных семей также разрешалось посещать занятия. Преподавание велось на немецком и арабском языках, по программе, принятой в протестанских школах в Германии. Несмотря на это, крещение не требовалось, и большинство учениц оставались мусульманками и после окончания школы. Школа быстро стала престижной, поступить в неё было непросто. В 1918 году, по-видимому, из-за прекращения поступления средств из объятой войной Германии, школа начала испытывать финансовые затруднения. Еврейские организации города помогали едой и одеждой для девочек. Вскоре монашенки, как граждане вражеского государства, были депортированы англичанами в Египет, в город Хелуан под Каиром. До 1925 года здание использовалось для нужд британской администрации, потом было возвращено ордену сестёр-дьяконисток. Школа возобновила свою деятельность, которая продолжалась до начала II мировой войны. Во время войны монашенки вновь были депортированы, на этот раз в лагерь, располагавшийся в поселении темплеров Вильгельма (ныне Бней Атарот), рядом с Лодом. Здание школы опять заняли англичане. После возникновения государства Израиль гражданам Германии недвусмысленно было предложено покинуть пределы страны, поэтому школу было решено перенести в город Бейт Джалла, на территорию, находившуюся тогда под юрисдикцией Иордании. Новой школе было дано название «Малая Талита», а оставленное здание в Иерусалиме с тех пор называлось «Старой Талитой». В результате договора между Израилем и Германией здание в Иерусалиме перешло в собственность Израиля. Часть помещений были заняты офисами, часть была приспособлена под жильё. Здесь жили многие представители израильской богемы: писатели Дан Бен Амоц и Иорам Канюк, певец Натан Зах и другие. Огромный участок в центре города вызывал аппетит у мэрии города и строительных подрядчиков. Предлагалось много проектов по застройке его новыми зданиями, почти по всем им «Талита Куми» предполагалось снести. Осуществление выбранного проекта, однако, расстянулось на многие годы из-за проблем с владельцами земли: государству принадлежала лишь часть (хотя и большая) участка. Было решено строить поэтапно: сначала было возведено здание Машбира (архитектор — Элиэзер Бруцкус), затем в 70-е годы — 23-этажное здание Мигдаль ха-Ир (архитектор — Дан Эйтан). В 70-е годы в Иерусалиме начало зарождаться движение, призывавшее к сохранению старых зданий. Это были робкие голоса, но правительство города и частные владельцы земель испугались: в случае неполной реализации проекта пришлось бы выплатить большую неустойку. Старые конфликты утрясли, а на пробивание решения о сносе «Талита куми» были брошены все силы. Буквально через несколько дней после принятия такого решения, крыша и часть стен здания были разрушены: аппелировать к кому-либо уже не имело смысла. Сторонникам сохранения здания удалось добиться создания мемориала, состоящего из трёх сохранившихся частей «Талита куми»: фасад на уровне 3-го этажа с надписью, дымовая труба и двойное окно. Мемориал находится в 50 метрах к юго-востоку от места, где находилась школа; на её месте было выстроено здание отеля Лев Иерушалаим.

Тальбие Район.

Район, находящийся южнее улицы Жаботинского, построен в начале века в европейском стиле. Здесь много зданий выдающейся архитектуры: дом британского консула, монастырь Капуцинов, Национальная Академия и Дворец Президента. Последний находится на улице ха-Наси и служит как представительским так и жилым помещением Президента Израиля. Во дворце содержится собрание картин и скульптур как израильских, так и зарубежных художников. Раньше на том месте, где сегодня стоит резиденция президента страны находилось британское укрепление, охранявшее итальянский католический монастырь. ВО время Второй Мировой войны монахини покинули это место и англичане использовали здание как трибунал, в котором, в частности, судили и еврейских подпольщиков. Современная резиденция была отстроена для третьего президента Израиля Залмана Шазара. Точное происхождение названия Тальбие (современное название – «Коммемиют») неизвестно, возможно, оно происходит от имени собственного Талеб. Датой основания района принято считать 1922 год, когда обедневшая в результате Мировой войны и коммунистической революции в России греческая православная церковь была вынуждена сдать в концессию огромные земельные наделы в тогдашних окрестностях Иерусалима. Среди отданных в аренду были участки в районе музея Израиля и Кнессета, железнодорожного вокзала, треугольник между улицами Яффо, Бен Иегуда и Кинг Джордж, значительная часть нынешних Рехавии и Тальбие (первый принадлежал греческой церкви частично, второй — полностью). Впрочем, в то время мало кто из покупателей-арендаторов задумывался о том, что когда-нибудь эту землю, возможно, придётся вернуть — сроки аренды были очень большими. В принципе, церковь имеет право отказать в пролонгации договора и попросить освободить занимаемые ныне участки — как всем арендаторам сразу, так и отдельным, неугодным для неё по каким-либо причинам, лицам и организациям. До 1922 года это была малозаселённая местность на пути от старого города к греческому монастырю Креста. В 1887 году в этих местах был построен лепрозорий — место, где доживали свои дни прокаженные. Сейчас это больница имени Хансена, норвежского врача, нашедшего в середине 19 века возбудителя проказы, которую с тех пор часто называют болезнью Хансена. Участки сдавались в аренду крупными лотами, поэтому покупателями были либо очень состоятельные семьи, либо организации. Евреи арендовали земли в основном через созданную для этих целей компанию (впоследствии ставшую государственной), а потом делили арендованную территорию на мелкие участки. Так были куплены Рехавия, район Яффо — Бен Иегуда — Кинг Джордж; арабы же селились в Тальбие. Арабскими покупателями были частные лица из числа богатейших семей города — строительные подрядчики, крупные торговцы, адвокаты, высокопоставленные чиновники в аппарате Британской империи, здесь жило много врачей. Зачастую на приобретённых ими участках стоились несколько домов, в одном из которых жили они сами, а остальные сдавались; сдавались и отдельные этажи зданий. Были случаи, когда члены одной большой семьи жили в разных домах. До середины 80-х годов в районе оставались большие незастроенные пятна — по-видимому, это были оставшиеся неиспользованными участки больших земельных наделов, которые были вынуждены приобретать их владельцы. Необходимо отметить, что участки принципиально не сдавались арабам-мусульманам, поэтому население Тальбие было в большинстве своём христианским (арабы-католики, арабы-православные, арабы-протестанты, армяне). Евреи поначалу селились в Тальбие на съёмных квартирах, а в 30-е годы на улицах, прилегающих к еврейской Рехавии, появились и отдельные дома, построенные богатыми евреями, переселившимся в Палестину (Шокен из Германии, Агион из Египта и др). В районе также находилось несколько десятков консульств, многие из которых оставались здесь до начала 80-х. Поскольку большинство домов были построены в 30-е гг, в районе сложился необычный симбиоз арабского и европейского стилей, причём многие дома соединяли в себе оба стиля. Еврейские же дома были спланированы в стиле «баухауз». В 1948 году большинство нееврейских жителей Тальбие покинуло свои дома — кто уехал в Восточный Иерусалим, кто в Ливан, а кто и за океан. По израильскому закону об экспроприации арабского имущества, дома, чьи владельцы на момент возникновения государства находились на территории стран-противников (по сути, любой арабской страны), переходили в собственность государства, и таких домов было большинство. Тогда же улицам и площадям были даны названия. К концу 80-х годов исчезли существовавшие ранее пятна в застройке района. Были построены резиденция президента Израиля (1971), музей Израиля (1975), первый в Иерусалиме театр (1971), много новых жилых зданий, вилл. С 1974 году на окраине Тальбие, в бывшем доме семьи Агион находится резиденция главы правительства Израиля. Центральной площадью района является площадь Вингейта, бывшая Саламэ, называвшвяся в честь Константин Саламэ был одним из богатейших людей Иерусалима. Занимался подрядными работами, был главным поставщиком овощей английским войскам. В возрасте 30 с небольшим лет (1935 год) он уже был владельцем здания на ул Бальфур 22, ставшего визитной карточкой Тальбие. Архитектор здания — француз Марсель Фавье, спроектировавший до этого здание французского консульства рядом с гостиницей «Кинг Давид». В самом начале 1948 года, незадолго до провозглашения независимости Израиля, Саламэ с семьёй уехали в Египет, сдав дом бельгийскому консулу. Бельгийцы занимают здание до сих пор, отказываясь платить арендную плату израильскому правительству. Вокруг своей виллы К.Саламэ построил три доходных дома в стиле «баухауз». В одном из них, сохранившемся без изменений, доме жил Залман Шазар до избрания его на пост президента в 1963 г. Шикарное здание на ул Маркус 1 принадлежит канадскому миллиардеру Чарльзу Бронфману, тщательно его отреставрировавшему. Неподалеку, в доме номер 4 в 30-е годы 20 века находился монастырь Монсеррат, названный в честь своего барселонского собрата. Здесь была школа изучения ТАНАХа, ныне – жилой дом. Номер 10 – дом «Эвен Эзер». Н углу улиц Маркус и Пинскер – вилла мультимиллионеров из Венесуэлы Майлза и Гиты Шеровер – самая большая вилла в Иерусалиме, построенная после 1948 года. Спроектирована архитекторами из Венесуэлы (Гинанд, Бенасераф и Вестути), построена в 1958 году. Чтобы получить участок под застройку в этом районе, Шероверам было предложено спонсировать постройку театра, который находится теперь напротив их виллы. После смерти мужа в 1976 году Гита Шеровер построила небольшую виллу в глубине участка (1983, архитектор — Давид Резник), а большая вилла используется под учреждение. На улице Маркус, дом 18 – вилла «Гарун аль-Рашид», названная владельцами в честь героя знаменитых сказок. В нем в 50-е годы находилась служебная квартира Голды Меир, во время пребывания ее министром Труда. Напротив, в доме 17 находится больница имени Герхарда Хансена, уже упоминавшаяся. Дом построен в 1887 году знаменитым Конрадом Шиком. Здание Иерусалимского Театра (Театрон Иерушалаим) построено по проекту архитекторов И. Надлера и Ш. Биксона в 1972 году. Оно является прекрасным образцом современной архитектуры. Интересно и с большим вкусом оформлен интерьер. Здесь, помимо спектаклей и концертов, проводятся международные конгрессы, художественные выставки. Функционируют различные детские студии и кружки. Современное название Тальбии – Комемиют не прижилось.

Тальпиот.

Район в юго-восточной части нового города вдоль Хевронской дороги основан в 1924 году в период британского мандата. Назван по строке Песни Песней о столпе Давидовом (4:4). Во время войны за Независимость здесь шли тяжелые бои, район был отрезан от города, сюда можно было попасть только в составе охраняемых караванов. На территории района есть индийское кладбище, на котором похоронены английские солдаты-индусы различных вероисповедований, погибших во время боев с турками во время первой Мировой войны. На братской могиле стоит памятник с надписью по-арабски «Нет Бога кроме Аллаха». Участок этот был подарен индусам евреями – жителями Тальпиота. В этом районе много лет жил Иосиф Клаузнер, исследователь Израиля и литератор, неподалеку от него жил также нобелевский лауреат Шай Агнон. На территории Тальпиота находились два британских лагеря – лагерь Алленби и лагерь «эль-Аламейн»; последний использовался для иммигрантов. В 1947 году на территории района обнаружен ряд древних захоронений, в том числе саркофаги с именами умерших, в том числе «Шимон, Мария, Матитьяху». На одном из саркофагов было написано по-гречески «Иисус». Датируются захоронения 1-м веком до н.э. В последнее время вокруг этого захоронения стали раздувать не имеющую под собой никаких оснований сенсацию, что, якобы, найдена могила Иисуса. Южнее жилого района располагается большая промышленная зона с тем же названием. С востока от Хевронской дороги рядом с Армон ха-Нацив находится так называемый Восточный Тальпиот. Он был основан после Шестидневной войны и объединения Иерусалима в 1972 году. Селились здесь, в основном, новые репатрианты, здесь был центр абсорбции для англоговорящих и культурный центр. Улицы здесь названы в честь евреев-подпольщиков, казненных британцами. Под этим районов проходит древний водовод, существовавший, по крайней мере во времена Второго Храма и ведший воду от Бассейнов Соломона за Вифлеемом на Храмовую гору. В парке района около представительства ООН можно увидеть один из колодцев, ведущих в подземную часть акведука и вокруг него современную мозаику, рассказывающую о водных системах Иерусалима.

Темплерское Кладбище.

Темплерское кладбище в Иерусалиме расположено в районе Немецкой Колонии — Мошава Германит там, где сходятся улицы Эмек Рефаим и Рахель Имейну. Ворота его обычно закрыты и просто так с улицы туда не зайти. Однако у кладбища есть постоянные хранители, который перенимают эту должность от отца к сыну и тщательно следят за этим последним пристанищем. Телефон хранителя написан на воротах, так что при большом желании с Михаэлем можно созвонится и посетить кладбище — разумеется, под его наблюдением. Начались захоронения здесь с некоего Петера Шмидта, который умер первым среди немецких поселенцев в 1878 году. Тогда возникла проблема: иерусалимские христиане не принимали темплеров и отказались хоронить умершего на своих кладбищах. По указанию тогдашнего руководителя немецкой колонии Кристофа Хоффмана прямо посереди жилого квартала отвели специальную территорию, которую и стали использовать для захоронений. Здесь похоронен и сам Хоффман и вся его многочисленная семья. На кладбище есть стела, посвященная братской могиле всех немцев, павших в Первой мировой войне — напомним, что они воевали на стороне турок против англичан. После победы британских войск под командованием генерала Алленби, все братские могилы — из Яффо, Сароны и других мест были перевезены сюда, в Иерусалим и перезахоронены на темплерском немецком кладбище.

Терра Санта Колледж.

На развилке улиц Керен ха-Есод и Бен Маймон, напротив резиденции главы правительства, находится большое светлых тонов здание с башенкой над фасадом. Это францисканский колледж «Терра Санта» (Святая земля). Здание построено в 1927 году. После Войны за Независимость здесь размещался один из факультетов Иерусалимского университета. Сегодня реконструируется.

Тихо Дом.

Находится в центре города на улице рава Кука между улицами Яффо и Невиим. Назван в честь его хозяина, рептрианта из Чехии, знаменитого офтальмолога доктора Тихо и его жены художницы Анны Тихо. Доктор Тихо был первым окулистом в Иерусалиме, лечившим как арабов так и евреев. К нему приезжали пациенты даже из других стран. Сам дом имеет интересную архитектуру и после смерти Анны Тихо перешел в собственность Музея Израиля. Сегодня в нем небольшой ресторан и музей, в котором выставлены работы Анны Тихо, лауреата премии Израиля. Рядом с домом Тихо – Бейт Давид – одно из первых зданий, построенных вне стен Старого города и дом рава Кука, основателя религиозного сионизма и главного раввина Израиля во времена британского мандата.

Третья Стена.

Шоссе номер один (улица Хель Хандаса) представляет собой границу до 1967 года между еврейским и иорданским Иерусалимом. С еврейской стороны — район Мусрара — это граница прекращения огня 1949 г. С другой стороны — нынешний арабский район Шейх Джарах, названный в честь одного из арабских шейхов Иерусалима. Здесь находятся остатки так называемой «третьей» стены Иерусалима времен Второго Храма — у бензоколонки прямо у шоссе номер один. По описанию Иосифа Флавия мы знаем, что северная стена города находилась тогда «между двумя царскими кладбищами». В действительности с двух сторон от предполагаемой линии этой стены найдены два богатых кладбища того периода — одно у Американской колонии, другое — от Садовой могилы до современной стены Старого Города. Впервые остатки этой стены обнаружили археологи профессор Сукеник и Маер в 1925 году — на этом самом месте. Позже были обнаружены ее следы на запад — при прокладке нового шоссе и дальше, в сторону Русского Подворья, и на восток — севернее музея Рокфеллера. Сегодня есть различные раскопки на всем ее бывшем протяжении вплоть до башни Псифануса, которая стояла на месте нынешнего Русского Подворья. Наличие и местоположение третьей стены города связано с проблемой определения линии прохождения второй стены и, соответственно, местоположения Голгофы, что очень важно для христианской традиции. Споры об этой предполагаемой линии продолжаются до сих пор, поскольку провести основательные раскопки, в особенности на территории Старого Города крайне затруднительно. Единственное, что мы знаем более или менее достоверно, это наличие в те времена ворот как на месте современных Яффских, так и на месте современных Шхемских. Однако, как шла стена между ними — совершая прямой угол как сейчас или по прямой линии сказать невозможно. Однако, в случае прямой, Голгофа остается вне городских стен, а в случае угла — внутри. По евангельскому описанию же казнь происходила вне стен Иерусалима. Правда тогда получается, что внешняя стена шла прямо рядом и вдоль главной улицы города — Кардо, что тоже представляется сомнительным. В 3-й стене есть также остатки ворот, возможно, времен римского императора Адриана первой половины второго столетия нашей эры, его города Элия Капитолина. Вокруг довольно много различных захоронений, как римских, так и еврейских, остатки монастыря и церкви ранее византийского периода, очевидно, армянской, посвященной первомученику Стефану, похороненному по одной из версий в районе третей стены там, где сейчас проходит новое шоссе номер один. В наше время могила св. Стефана указывается в Кидронской долине на мосту, ведущему к Масличной горе. При последующих раскопках обнаружен также мозаичный пол церкви и довольно оригинальная могила, пол которой находится под наклоном, а в нижней его части резервуар, напоминающий водосборник. Это, видимо, указывает на то, что в этой могиле было производство освященного масла, которое пропускали через мощи святых, разливали по ампулам и продавали в византийском мире. Такое масло, по традиции, обладает чудодейственными свойствами и производство его было очень распространено. Возможно, эта могила и считалась в те времена могилой первомученика. Традиция утверждает, что кости святого были позже перевезены в Турцию.

А   Б   В   Г   Д   Ж   И   К   Л   М   Н   П   Р   С   Т   X   Ц   Ш   Э   Я



Автор статьи: Игорь Торик
Статьи Игоря Торика
Экскурсии Игоря Торика
Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Игорем Ториком, оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.


Имя (обязательно)


E-mail (обязательно)

Оставить комментарий