Random header image... Refresh for more!

Иерусалим — Новый Город

А   Б   В   Г   Д   Ж   И   К   Л   М   Н   П   Р   С   Т   X   Ц   Ш   Э   Я

Абу Тор Район.

Бывшая арабская деревня Абу Тор сегодня является городским районом Иерусалима, хотя часть арабов живет там по-прежнему. До 1967 года здесь проходила линия прекращения огня, делившая город надвое. Абу Тор находится на возвышенности и поэтому представляет собой замечательную наблюдательную площадку над Гай Бен Эном и на Сионскую гору. Верхняя часть холма находилась в руках Израиля. Именно этот холм, по свидетельству Иосифа Флавия окружала римская армия во время Иудейской Войны, а на его вершине был похоронен Первосвященник Ханания. По христианской традиции на этом же холме находилась летняя резиденция первосвященника Каифы, по совету которого Иисус был выдан римлянам (Иоанн 18:13,24). Поэтому христиане называют это место «Гора Недоброго Совета». Однако, существует и ветхозаветная, танахическая традиция, связанная с неким Ахитофелом, советчиком Авессалома, сына царя Давида, также давшим своему патрону неверный совет, и, позже удавившимся (2 Цар. 17:7). На склонах холма найдены руины византийской церкви и захоронения того периода. На вершине Горы Недоброго Совета располагался монастырь и небольшая церковь-базилика с тремя нефами и криптой, где была обнаружена могила с надписью «здесь погребен П...» и где еще находилась маленькая катакомбная церквушка. Современное арабское название Абу Тор произошло от имени одного из арабских героев, воевавших с крестоносцами в армии Салладина, который, по мусульманскому преданию ездил на быке — «тор» по-арабски — «бык». Евреи пытались селится здесь еще с 1887 года, здесь был создан район под названием Бейт Йосеф, по имени одного из его основателей Иосифа Навона, но район, вследствие своей изолированности, долго не продержался. В конце 19 века участок с развалинами византийского монастыря, в народе именуемый «Дир Абу Тор» (монастырь Абу Тор), был приобретен греческим святогробским братством и наречен именем святителя Модеста (537-634), того самого заместителя патриарха Захарии, что после нашествия персов в 614 году, восстанавливал Храм Гроба Господня. Однако монастырь никогда не восстанавливался и территоория его заброшена. Во время Войны за Независимость восточная часть района была захвачена иракскими войсками, а западная — Иерусалимской Бригадой. Во время Шестидневной Войны полностью освобожден в тяжелом бою, во время которого пал командир бригады Миха Пайкс — сегодня в его честь названа одна из улиц района. На склоне холма есть мемориал памяти 17 павших в этом бою еврейских солдат. На вершине горы — развалины монастыря св. Модеста, который стоял на месте, где некогда разбил свой лагерь Помпей. Интересно, что при неоднократном упоминании этой горы в библейских текстах, там ей имени собственного не дается. Подробное описание местонахождения ее имеется в книге Иисуса Навина (15:8) при обозначении границ наделов Иуды и Вениамина: «...Отсюда предел идет вверх к долине сына Енномова с южной стороны Иевуса, который есть Иерусалим, и восходит предел на вершину горы, которая к западу против долины Енномовой, которая на краю долины Рефаимов к северу». И еще, там же, дальше (18:16): «...потом предел нисходит к концу горы, которая пред долиною сына Енномова, на долине Рефаимов, к северу, и нисходит долиною Еннома к южной стороне Иевуса, и идет к Ен-Рогелу». Иосиф Флавий же пишет так: «От ассирийского стана, где находился его собственный лагерь, он (Тит) вел стену в нижнюю часть Нового города, отсюда, чрез Кидрон, на Елеонскую гору, огибал гору по южному склону ее до утеса Перистереона (Голубиная скала) и ближайшего к нему холма, подымающегося через долину у Силоамского источника, оттуда он направил ее опять к западу в долину того же источника; затем стена поды¬малась по направлению к усыпальнице первосвященника Анана (Ханании) и, обняв гору, на которой некогда расположился лагерем Помпей, обрати¬лась к северу, мимо деревни Эребинтона (Гороховый дом), охватила затем памятник Ирода и примыкала опять к востоку, к лагерю Тита, где она началась. Стена имела тридцать девять стадий в окружности».

Св. Агнессы Церковь.

Бывшая крестоносская церковь св. Агнессы, а ныне известная мечеть Ханакаа («мистическая») находится на улице Ибн Джарах в арабском квартале Саадия. В мечеть церковь превратил Салладин в 1187 году. Подобные названия «ханака» в исламе обычно употребляются для обителей суфиев. Юная римлянка Агнесса, по легенде, стала христианской мученицей во времена Диоклетиана (245-313). За христианство св Агнессу приговорили к обезглавливанию, а перед казнью ее должны были изнасиловать в публичном доме. Но ее девственность, как гласит легенда, была чудесным образом спасена небесным громом и молнией. Рассказ, помещенный в «Чудесах Святых», гласит, что Агнесса отказалась выйти замуж за Прокопия, сына римского префекта, и префект предложил ей на выбор: либо выйти замуж за его сына, либо стать весталкой. Но святая отвергла оба предложения. Тогда префект приказал раздеть ее донага, провести по улицам Рима, объявить шлюхой и отдать в бордель. Но Господь послал своих ангелов, которые облекли ее в белые одежды, и ее комната в борделе была озарена неземным светом. Многие входили туда со злыми намерениями, но выходили обращенными в новую веру. Последним вошел Прокопий и едва он прикоснулся к Агнессе, она упала замертво. Другая легенда сообщает, что святую казнили, и ее родители, пришедшие рыдать и молиться на ее могилу, увидели ангелов, среди которых была их дочь, а рядом с ней стоял ягненок. Вот почему св Агнессу обычно изображают с ягненком.

Академия Музыки Рехавия.

На улице Смоленски находилось одно из зданий Академии музыки имени Рубина (Рубин — меценат, пожертвовавший деньги на строительство музыкальной академии в Иерусалиме и Тель Авиве). Это одно из двух высших музыкальных учебных заведений Израиля. При Академии существует школа балета, функционирует небольшой, но очень интересный Музей музыкальных инструментов. К Академии примыкает территория резиденции премьер-министра. До Академии это здание являлось частной виллой Шокена. Залман Шокен, крупный немецкий книгоиздатель и торговец, привлек к проектированию своих зданий в Палестине Эриха Мендельсона, одного из известнейших архитекторов 20 века, строившего для него магазины ещё в Германии. Мендельсон не был выпускником Баухауза, но был очень близок к этой школе. Здание виллы надстраивалось и утратило первоначальный вид, сегодня находится под угрозой сноса. В Академии сегодня 45% учеников и 27 преподавателей явялются репатриантами из бывшего Советского Союза. Ныне Академия и Музей находятся в Гиват Раме, а бывшее здание занимает школа «Шуву».

Алленби Мемориал.

Позади старой центральной автобусной станции, недалеко от городской водонапорной башни, находится мемориал Алленби, представляющий собой невысокий, довольно широкий обелиск, на вершине которого стилизованное изображение Иерусалимского храма. Монумент воздвигнут в честь освобождения Иерусалима и в память погибших в боях английских офицеров в 1917 году. В декабре 1917 года британские войска останавились в арабской деревне Лифта на подступах к Иерусалиму. Ранним утром 9 декабря турецкий градоначальник Иерусалима Салим Хусейни в сопровождении немногочисленной свиты и с белым флагом в руке направился по улице Яффо к границе города, где наткнулся на двух английских солдат — повара Джеймса Седжевика и его помощника Фредерика Харкомба.По одной версии, солдаты искали воду, по другой — яйца, еще по одной — табак. Удостоверившись, что перед ним действительно англичане, Хусейни вручил им письмо о капитуляции и ключ от города. Флаг, наспех скроенный из простыни, взятой из госпиталя в Американской колонии, хранится сейчас в музее войн Британской империи в Лондоне. Где-то в лондонских архивах хранится и ключ от ворот Иерусалима. Узнав о состоявшейся сдаче города, генерал Гарри Уотсон, в подчинении которого находились Седжевик и Харкомб, потребовал, чтобы капитуляция была произведена официально и в его присутствии. Повторная церемония состоялась, по-видимому, на том же месте или поблизости. Но на этом история не заканчивается — командующий 60-ой дивизией, генерал Джон Шеа отменил и эту церемонию. Акт о капитуляции был принят им ближе к центру города, в саду больницы «Шаарей Цедек» (сейчас в этом здании находится управление по телевещанию Израиля). Командующий фронтом Эдмунд Алленби, тогда еще генерал, известный своим крутым нравом, стерпеть этого не смог, и в «Шаарей Цедек» была проведена еще одна церемония, с его участием. Через два дня, 11 декабря, Алленби торжественно вoшел в Старый Город. Недалеко от места исторической встречи Седжевика и Харкомба с мэром Иерусалима воинами 60-ой дивизии было решено установить монумент в память о погибших товарищах. К проектированию мемориала был привлечён художник Эрнест Уолкузинз, известный прежде всего как иллюстратор книг на исторические темы. По первоначальному замыслу памятник должен был находиться на постаменте высотой более двадцати метров, но грандиозный проект по различным причинам реализовать не удалось, и высота построенного монумента составляет около пяти метров. Согласно замыслу Уолкузинза, в оформлении монумента должны были быть использованы мотивы эпохи крестоносцев — англичане были первыми европейцами, вошедшими в Иерусалим после семивекового перерыва, и стремились это подчеркнуть. Внизу по периметру высечены слова: «Near this spot the Holy City was surrounded to the 60th London division. 9th December 1917. Erected by their comrades to those officers NCOs and men who fell in fighting for Jerusalem». После войны 1967 года площадь, на которой стоит монумент, была названа в честь Эдмунда Алленби, главнокомандующего британскими войсками в Палестине во время Первой Мировой войны. До этого площадь с таким именем находилась рядом с башней Танкреда у стен Старого города — после воссоединения Иерусалима она была переименована в честь ЦАХАЛа, а старое название «переехало» сюда, к английскому мемориалу.

Альянс Школа.

Первая профессиональная школа в Израиле находилась на перекрестке улиц Невиим и Яффо. Основана в 1868 году Йосефом Кригером. Была снесена при строительстве комплекса Биньян Клаль, однако ворота школы сохранились. Альянс, или «Всемирный еврейский союз» на иврите (Кол Исраэль хаверим), первая современная международная еврейская организация. Альянс был создан в 1860 г. в Париже для оказания помощи евреям во всем мире. Впоследствии деятельность Альянса сосредоточилась главным образом в области образования. В 1858 году ученый и журналист Исидор Кан предложил создать межобщинную организацию под названием «Всемирный еврейский союз». В 1860 г. это предложение повторил Симон Блох (французский писатель, впоследствии секретарь Альянса), и так несколько месяцев спустя был основан Альянс. Его основатели собрались в Париже, в доме Ицхака (Шарля) Неттера. Их манифест подчеркивал необходимость солидарности в еврейском вопросе и провозгласил Альянс «важнейшим стимулом к еврейскому возрождению». Цели союза были сформулированы в трех пунктах:
1. способствовать всюду эмансипации и моральному развитию еврейских масс;
2. оказывать помощь всем, кто страдает за свое еврейство;
3. поощрять публикации, которые могут содействовать осуществлению этой цели.
Устав Альянса основывался на принципе централизма. Общее собрание всех членов организации избрало центральный комитет с центром в Париже. В состав комитета входили 30 человек, из которых 20 обязательно должны были быть жителями Парижа. Все региональные и местные комитеты предлагали свои средства центральному комитету или, с его разрешения, частично использовали их на местах. Все президенты Альянса были французскими евреями, за исключением немецкого еврея С. Х. Гольдшмидта (президента в 1881–98 гг.). Много сделал для развития Альянса Изак Адольф Кремье (президент в 1863–80 гг.). В числе президентов Альянса был также Рене Кассен. В конце 19 веке совместно с Еврейским колонизационным обществом (ЕКО) Альянс усиленно занялся еврейским образованием на Балканах, в странах Ближнего Востока и Северной Африки, стремясь улучшить социальное и правовое положение евреев путем «повышения их культурного и морального уровня». В 1867 году в Париже была основана учительская семинария для подготовки директоров и учителей школ Альянса. В 1870 году Ицхак Неттер основал в Палестине сельскохозяйственную школу Микве Исраэль. В 1882 году были открыты начальные школы в Иерусалиме, а затем и в других городах. В Египте по поручению Альянса местные общины также вели работу в области образования. В Марокко в 1928 году школы Альянса были подчинены строгому контролю отдела народного образования. К 1939 году в 45 школах Альянса в Марокко было 15 760 учащихся; к 1952 году общее их количество достигло двадцати восьми тысяч. Однако деятельность Альянса была сопряжена с трудностями, так как некоторые общины усматривали в насаждении французской культуры школами Альянса угрозу традиционному еврейскому образу жизни. С другой стороны, французский характер этих школ не соответствовал подъему национального духа среди коренного населения главным образом Балкан, а также Ближнего Востока. Число учебных заведений Альянса стало круто понижаться. После 2-й мировой войны Альянс возобновил свою деятельность, основанную на прежних международных принципах. В постановлениях Альянса говорится о необходимости «требовать для евреев, которые этого желают, права на въезд в Палестину под покровительством Организации Объединенных Наций и под ответственностью Еврейского агентства в Палестине». После образования Государства Израиль начальные школы Альянса были включены в израильскую школьную сеть. В них продолжают отдавать предпочтение французскому языку, как главному иностранному языку, но преподавание ведется на иврите. В 1960 году Альянс активизировал свою деятельность в области образования во Франции, в связи с большой иммиграцией евреев из Северной Африки. Были открыты средние школы в Ницце и под Парижем. Дипломатическая деятельность Альянса осуществлялась главным образом через Консультативный совет еврейских организаций, созданный в 1946 году в Нью-Йорке.

Американская Колония.

Основана группой американцев — пресвитериан под руководством Спаффорда в 1881 году в мусульманском восточном Иерусалиме. Богатая история гостиницы «American Colony» восходит к концу девятнадцатого столетия, к серии трагических событий, заставивших Хорейшо и Анну Спаффорд, благочестивую христианскую семью, покинуть свой родной город Чикаго в 1881 году, чтобы обрести покой в святом городе Иерусалиме и протянуть руку помощи семьям, терпящим бедствие. После утраты в кораблекрушении четырех юных дочерей, Спаффорды, вместе с другими шестнадцатью прихожанами их церкви, приехали в Иерусалим и поселились в небольшом доме Старого города. Они никогда не были миссионерами, но старались жить простой жизнью, как ранние христиане, владея имуществом сообща. Распахнув дверь милосердия как для иудеев, так и для бедуинов из-за Иордана, они вскоре наладили хорошие отношения с местными жителями и приобрели известность благодаря своей благотворительной деятельности и помощи общине. Люди называли их просто «американцами». В 1894 году к американцам присоединились семьдесят шведов из Соединенных Штатов. Спустя два года — примкнули еще пятьдесят пять человек. И этой разросшейся общине требовалось более просторное жилье. Наконец, они купили дом, первоначально спроектированный как дворец для паши и его четырех жен. Вскоре этот дворец стал гостиницей American Colony (Американская Колония). Отель был основан в 1902 году, когда барону Устинову (деду актера сэра Питера Устинова), считавшему турецкие постоялые дворы того времени неприемлемыми, понадобились подходящие жилые помещения в Иерусалиме для приюта посетителей из Европы и Америки. До основания «Американской Колонии» как места для приема путешественников и паломников с Запада, в Иерусалиме попросту не существовало временного комфортабельного жилья с высокими стандартами обслуживания, поскольку это не отвечало интересам местных властей. Гостиница «American Colony» занимает уникальное место в истории Израиля. Эта территория неоднократно оказывалась в зоне военных действий, от чего страдало и здание гостиницы, и его обитатели, терпевшие бесчисленные лишения. Именно на территории гостиницы в конце Первой мировой войны был вывешен «белый флаг» (сделанный из простыни одного из госпиталей и в настоящее время являющийся экспонатом Имперского военного музея в Лондоне), который ознаменовал собой начало перемирия, освободившего Иерусалим от трехсотлетнего оттоманского господства. Гостиница всегда была известна как нейтральная территория, остававшаяся за пределами бушующей политической жизни этой земли. Поскольку она находилась во владении американцев, англичан и шведов, а не арабов или евреев, у нее всегда были друзья во всех слоях смешанного иерусалимского общества. Будучи своего рода оазисом, в котором с комфортом встречаются евреи и арабы, она также является излюбленным пристанищем для журналистов-международников, высокопоставленных чиновников ООН и дипломатов со всего мира. Основатели «American Colony» сохранили за собой прежний дом в Старом городе, чтобы использовать его для благотворительных целей, предоставляя нуждающимся и бедствующим помощь, которая, сегодня, по прошествии десятилетий, включает и медицинскую, а также центр по уходу за грудными детьми и социальный отдел. Хотя, после ухода на пенсию в 1980 году Хорейшо Вестера, внука Спаффордов, активное управление гостиницей было передано швейцарскому отелю «Gauer», «American Colony» продолжают владеть потомки ее основателей, и совет директоров состоит из членов семьи, непосредственно занимающихся делами. Гостиница «American Colony» является частью их семейной истории, подобно тому, как она является частью истории Иерусалима.

Англо-Палестинский Банк.

Иерусалимское отделение Англо-Палестинского банка находится на углу улицы Кореш и принадлежит с 1951 года банку Леуми. Здание было построено известным архитектором Эрихом Мендельсоном в 1936-39 годах. Мендельсон предложил красивое разрешение проблемы сложного рельефа местности, разделив здание на два перпендикулярных друг другу объема — возвышающаяся со стороны улицы Яффо семиэтажная коробка покоится на основании, уходящем на глубину двух этажей. Главный фасад горизонтальной пластины выходит на улицу Кореш и воспринимается как отдельное здание. Интересно то, что высота здания была максимально разрешенной на этом участке улицы Яффо, но благодаря тому, что оно несколько отодвинуто от проезжей части, давление на окружающую застройку не ощущается. Сразу за входом в здание слева висит карта Палестины 30-х годов. Чуть дальше, после прохода через современную дверь-вертушку, также слева можно заметить старый почтовый ящик со странной для наших дней надписью на иврите «письма для банка». В операционном зале сохранились стойки из темного мрамора, а при входе справа по-прежнему можно увидеть огромную силуэтную карту Европы и Ближнего Востока.

Армон ха-Нацив.

Сегодня район восточнее Хевронской улицы за наблюдательной и прогулочной площадкой Армон ха-Нацив носит название Восточный Тальпиот или Тальпиот ха-Мизрах. Однако в народе весь новый жилой район также называют Армон ха-Нацив. В этот жилой конгломерат включены также Кирьят Мория, бывший университетский, а сегодня, сохнутовский учебный центр, жилой район Арнона и единственный в Иерусалиме киббуц Рамат Рахель. За территорией киббуца идет прокладка нового шоссе — самых первых участков будущей столичной Окружной Дороги. Название Армон ха-Нацив переводится как «Дворец наместника», или «Дворец управляющего». С момента окончания британского мандата и возникновения государства Израиль здесь находится сначла Красный Крест, а, затем, главный на всем Ближнем Востоке штаб наблюдателей ООН. До 1967 года, до Шестидневной Войны, когда город был разделен линией прекращения огня, которая в южной части проходила по Хевронской улице — дерех Хеврон — штаб наблюдателей находился в нейтральной зоне вне территории королевства Иордания и весь комплекс его зданий принадлежал Организации Объединенных Наций. Задачей наблюдателей было не допустить вооруженного конфликта евреев и арабов. Однако, когда Иордания начала обстрел израильской территории и таким образом вступила в войну, представители ООН не пошевелили пальцем для прекращения конфликта. После освобождения этой территории израильскими войсками и присоединения ее к Иерусалиму, ООН потребовала подтверждения права собственности на свой комплекс. Однако, израильские власти, крайне недовольные поведением «миротворческой» организации, отказались подарить ООН этот участок земли, а лишь сдать его в аренду. ООН вынуждена была согласится, и сегодня штаб наблюдателей находится в тех же самых зданиях, только платит арендную плату в размере одного доллара в год. Как говорится, дело не в деньгах, а в принципах. Вход на территорию штаба посторонним лицам строго запрещен. Резиденция верховного комиссара, высшего лица в подмандатной Палестине, находилась в Армон ха-Нацив с 1933 по 1948 годах. Здание было построено специально для этих целей, до этого использовались временные помещения. Так, после того, как англичане в 1920 году получили мандат на управление Палестиной, резиденцией было решено сделать больничный комплекс Августа Виктория на горе Скопус, экспроприированном у немцев, которым он принадлежал до 1-ой мировой войны. В Августе Виктории поселился Герберт Самуэль, первый верховный комиссар (всего их за годы английского присутствия было семь), занимавший этот пост с 1920 по 1925 год. После землятресения в 1927 году резиденция переехала в «Бейт Маханаим» недалеко от Русского подворья. Это было при втором комиссаре — лорде Плумере (1925—1928). Здесь же жил третий комиссар сэр Джон Ченселер (1928—1931). В середине 20-х годов начали появляться планы строительства постоянной резиденции. Предлагались варианты постройки как в центре города (в виде традиционного европейского Town Hall), так и за его пределами. В конце концов, был выбран второй вариант. Проектирование поручили главному архитектору британской администрации — Остену Гаррисону. Здание было построено в 1929—1933 годах на приобретённом для этих целей холме Джабель Мукабер, прямо напротив Храмовой горы. Это место находится сравнительно недалеко от центра города, к тому же к нему есть удобный подъезд с дорог, ведущих к другим городам. Правда, на вершине холма часто, особенно зимой, дуют сильные ветра, поэтому в проекте были предусмотрены двойные окна и посадка деревьев вокруг здания. Этот холм упоминается в Ветхом завете — с него Авраам увидел другой холм, Мория (Храмовую гору), на котором собирался принести в жертву своего сына Исаака. Переезд в Армон ха-Нацив, или, как его называли англичане, Governor's House, был совершён при правлении Артура Уокопа. C тех пор это была постоянная резиденция верховных комиссаров: Гарольда Мак-Майкла, лорда Горта и сэра Алана Каннингэма. Дворец был спроектирован намного большим, чем аналогичные постройки англичан в других колониях: огромные размеры объяснялись удалённостью здания от гостиниц, ведь гостей надо было где-то селить. Англичане с большой ответственностью подходили к строительству новых зданий в Палестине и отказались от слепого копирования построек на родине и в других своих колониях. Нельзя сказать, что это им удалось — постройки Гаррисона, Холлидея и других английских архитекторов, строивших в Иерусалиме, с первого взгляда воспринимаются именно как английские, но то, что их бережное отношение к местной культурной традиции привело к возникновению уникального иерусалимского архитектурного стиля, бесспорно. Так, трудно представить себе, как бы выглядел сейчас город, если бы англичанами не был принят закон об обязательной облицовке зданий местным камнем. В отличие от других своих построек, здесь Гаррисон отошёл от симметрии. Скорее всего, это был вынужденный шаг из-за особенностей рельефа местности, на которой возводилось здание. Интерьер здания, по словам свидетелей, поражает продуманностью деталей и качеством исполнения: Армон ха-Нацив по праву считался самым роскошным зданием в Палестине. В здании четыре зала — приёмная (у парадного входа), столовая, гостиная и бальный зал. Последний, хоть и в нём нет купольного свода, как в других — самый нарядный и богатый. Пол в нём был уложен паркетом и покрыт персидскими коврами, с потолка свисали огромные хрустальные люстры, по стенам были развешаны портреты английских королей в массивных золотых рамах. Наверху была устроена галерея для оркестра. Ещё там есть камин, облицованный армянской керамикой, работы Давида Оганесяна, того самого, который облицовал пространство над фонтанчиком в музее Рокфеллера. Вокруг здания разбиты роскошные, не похожие один на другой, сады. Интересно, что рядом с ним есть кладбище собак, используемое по назначению и в наше время. В другом саду, с восточной стороны, был небольшой фонтан в виде восьмоугольника. Вообще, восьмиугольники часто встречаются в деталях здания. После ухода англичан, между 1949 и 1967 годами, территория, на которой находится Армон ха-Нацив, а также участок примыкающий к нему с юга (ныне часть района Тальпиот Мизрах), были демилитаризованной зоной. То есть не принадлежали ни Израилю, ни Иордании. С мая по октябрь 1948 гг. в здании находилось представительство Красного Креста, потом в него въехали представители ООН. В шестидневную войну Армон ха-Нацив был захвачен иорданскими войсками, но израильтяне быстро отвоевали позиции. Непосредственно вокруг есть свободные от застройки земли, и после начала строительства Израилем района Тальпиот Мизрах начали появляться планы их застройки. Один из проектов был предложен Луисом Каном, американским архитектором.

А   Б   В   Г   Д   Ж   И   К   Л   М   Н   П   Р   С   Т   X   Ц   Ш   Э   Я



Автор статьи: Игорь Торик
Статьи Игоря Торика
Экскурсии Игоря Торика
Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Игорем Ториком, оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.


Имя (обязательно)


E-mail (обязательно)

Оставить комментарий