Random header image... Refresh for more!

Илия-пророк и гора Кармель

Илия - Илья - Элия - Элияу («Господь -  мой Бог»  в переводе с иврита) родом, видимо, из поселения Тишби («фесвитянин» в каноническом русском переводе Ветхого Завета), что в горах Гилада (ныне северо-запад Королевства Иордания). Согласно III Книге Царств, он жил в годы правления в Израиле царя Ахава и его сына Иехорама (Иорама) , т.е. в IХ веке до н.э. Это было непростое время для еврейского народа. Около полстолетия прошло после раздела страны на северное царство - Израиль и южное - Иудею. Оба маленьких государства были окружены далеко не самыми дружелюбными соседями. Наиболее опасным из них считалось Арамейское царство, войска которого неоднократно разрушали еврейские поселения. Наконец, в 874г. до н.э. к власти в северное царстве Израиле приходит царь Ахав из семейства Омри. Для укрепления своей державы он берет в жены Изевель (Иезавель), дочь финикийского правителя Этбаала, в прошлом жреца храма Ваала из города Тир. Совместное израильско-финикийское войско наносит жестокое поражение северным соседям арамеям. А затем создается политическая коалиция из государств Израиль, Иудея и Финикия, что способствует установлению относительной стабильности в этом взрывоопасном районе Ближнего Востока. И, как следствие, расцвет ремесел, торговли, строительства. Но связь с Финикией приводит и к внедрению элементов чуждых еврейской традиции культов, в частности, божества грозы и бури Ваала (сравни с ивритским словом «бааль» - «господин»: финикийский язык и иврит имеют общие семитские корни). По приказу Изевели по всей стране возводятся капища в честь Ваала, представители высших кругов израильского общества, да и многие простые жители страны, начинают поклоняться этому языческому идолу.

Все это, безусловно, приводит к недовольству пророка Илии. И он, согласно библейской традиции, предрекает засуху в стране до тех пор, пока евреи не вернутся к вере отцов. И три года не было дождя в царстве Ахава. После чего на горе Кармель (она в это время находилась на северной границе Израильского царства и считалась местом почитания финикийского божества т. н. Ваала Кармельского) было организовано своеобразное «состязание»: туда явились «четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели. И взяли они тельца (что было характерно как для финикийской, так и еврейской традиций, где это животное выражало идею власти, а его рёв ассоциировался с раскатами грома. - Ю. П.)   и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря, Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа.  И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова. И построил из сих камней жертвенник во имя Господа. И положил дрова, и рассёк тельца, и возложил его на дрова. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь их к Тебе! И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! (т. е, доказана сила и власть Бога Израиля. - Ю. П.) И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их. И отвёл их Илия к потоку Киссону (существующая и поныне в районе хайфского Чек-поста речка Кишон. - Ю.П.), и заколол их там. И сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей; ибо слышен шум дождя. Илия взошёл на верх Кармила, и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими. Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошёл большой дождь». Так описывает это эпохальное событие ИИИ Кн. Царств (гл. 18). Согласно традиции, произошло оно в Мухраке (слово это переводится с арабского, как «огненное место»), неподалёку от друзского поселения Далият эль-Кармель, т. е. в нескольких километрах от Хайфы. Здесь, на высоте порядка 500 м над уровнем моря, находится сегодня монастырь кармелитов, построенный в 80-е годы ХИХ столетия. Внутри главной церкви обители - сложенный из двенадцати камней алтарь в память легендарного жертвенника, возведенного Илией-пророком. А на площадке перед монастырём возвышается скульптура, изображающая грозного пророка, в правой руке которого вознесшийся над поверженным языческим жрецом огненный меч.
Иудейская традиция отождествляет грядущее появление на земле пророка Илии с исходной точкой наступления мессианской эры. Илие же приписывается будущее восстановление «колен Израиля» - возвращение еврейского народа в Землю Обетованную. Сказания о пророке Илие часто встречаются в Талмуде, мидрашах и аггадической литературе. Его имя неоднократно упоминается в еврейских песнопениях. Наиболее известное из них произносится на исходе субботы: «Илия-пророк, Илия из Тишби, Илия из Гилада, приходи к нам быстрее с Мессией сыном Давидовым».
В каждой синагоге есть нарядно украшенное кресло, называемое «престол Элияу», на которое кладут еврейских мальчиков перед совершением обряда обрезания. При этом присутствующие на церемонии произносят: «Это престол пророка Элияу, поминаемого к добру». Далее совершающий обрезание моэл читает молитву, в которой, среди прочего, есть такие слова: «Элияу, ангел завета, вот твоё перед тобой. Стань по правую руку мою и поддержи меня». По предположению учёных, этот обряд появился в VIII веке н. э.
Согласно иудейской традиции, в вечер праздника Песах Илия-пророк может посетить дом каждого еврея, который в течение прошедшего года не нарушил ни одной божественной заповеди. Поэтому в ожидании столь знаменательного события принято оставлять дверь приоткрытой, и ставить в центре стола бокал с вином для «высокого гостя», так называемую «чашу Элияу».
Напротив хайфского Морского музея на ул. Алленби находится высокий отрог - единственное место на всём кармельском кряже, где гора непосредственно подходит к морю. Поэтому, испокон веков, в этом районе располагались различные святыни: уже упомянутое капище финикийскому Ваалу и храм Зевса-громовержца (!), оракулов которого, в античные времена, согласно Иосифу Флавию, вопрошали римские военачальники Веспасиан и Траян. Позднее, при византийцах, на вершине горы находился, разрушенный персами в 614г, христианский монастырь, а в ХVIII веке основана обитель монахами-кармелитами, алтарь главной церкви которой расположен над гротом, называемым ими «пещерой Илии-пророка», и почитаемым иудеями, как место захоронения пророка Элиши (Елисея). У подножия отрога есть большая природная пещера. В ней, согласно еврейской традиции, Илия-пророк ночевал то ли до, то ли после своего знаменитого «соревнования» с жрецами Ваала. Поэтому она называется «Пещера Илии-пророка» и считается одной из самых важных святынь Страны Израиля.
Первым описал эту пещеру известный еврейский путешественник раввин Биньямин из испанского города Тудела, побывавший в ней в 1171 г: «В этой же горе пещера пророка Илии, там два идумея построили церковь во имя Илии, благословенна память его».
Сегодня над пещерой находится внушительное каменное строение, воздвигнутое в ХIХ веке турками, а сама она значительно расширена (глубина  14 м, ширина  8 м, высота  до 5 м) и благоустроена. Пол внутри покрыт коврами, стоят шкафы со священными еврейскими книгами и молитвенниками. В центре - прикрытая шторой ниша для желающих помолиться в уединении. Бросается в глаза множество надписей на стенах. Они написаны на иврите и греческом языке и датируются периодом от В века до н.э. до на ших дней.
Традиционно считается, что молиться здесь следует за увеличение заработка, улучшение здоровья, прибавление детей и семейное благополучие. В отверстия и трещины в сводах пещеры, как и в Стену плача в Иерусалиме, вкладывают записки с просьбами к Всевышнему.
Евреи (в основном, восточного происхождения) приходят в эту пещеру в первый день после «субботы раскаяния» в месяц ав (обычно приходится на июль—август) - дату, когда, по еврейской традиции, были разрушены I и II Иерусалимские Храмы. Многолюдно здесь и в праздник «Лаг ба-омер», отмечаемый в апреле-мае, когда, как считают верующие евреи, Илия-пророк принёс основателю кабалистического учения рабби Шимону бар-Йохаю известие о его освобождении из добровольного изгнания.
Почитают пещеру Илии-пророка и христиане, считая, что в ней неистовый ревнитель единого Бога обучал своих учеников. Другая христианская традиция утверждает, что здесь останавливалось Святое семейство по возвращении из Египта в Назарет. Существует также легенда о том, что в пещере молилась Дева Мария - мать Иисуса Христа, и одно время здесь даже существовал небольшой монастырь, освящённый в память этого события.
В исламе соответствующий Илие-пророку Элиас призывает израильтян не поклоняться Ва алу: «И поистине, Илйас был посланником. Вот сказал он своему народу: «Разве вы не побоитесь Бога? - Провозглашает Коран и продолжает. - Разве вы призываете Баала и оставляете лучшего из творцов, Аллаха, Господа вашего и Господа отцов ваших первых?» И объявили они его лжецом. И поистине, они будут собраны (для наказания. - Ю. П.), кроме рабов Аллаха чистых! И оставили Мы над ним в последних: «Мир Ильясину! Так Мы вознаграждаем добродеющих! Ведь он был из рабов Наших верующих » (Сура 37: 123-132). Послекоранические предания повествуют о том, что Аллах сделал Элиаса бессмертным и вознёс его на небеса. Может быть, поэтому мусульмане иногда называют Илию «эль-Хадр» - зеленый, т.е. свя той, неумирающий, и почитают как символ воскресения и вечной жизни. Согласно исламской традиции, став полуангелом-получеловеком, Элиас является «повелителем дождя», он часто спускается на землю, регулярно посещает Мекку и Иерусалим. Люди, повторяя славословия в его честь, могут уберечься от воровства, пожара, потопления, укусов ядовитых змей и насекомых. Само же название горы Кармель по-арабски звучит «Джабал мар Элиас» - гора св. Илии, что подтверждает важность пророка-борца для ислама.
Поклоняются Илие-пророку (как и мусульмане, называя его эль-Хадр) друзы, официально с 80-х годов ХХ столетия отмечая ежегодно 25 января, как праздник в честь этого святого. В этот день они совершают паломничество в пещеру Илии в Хайфе.
Таким образом, эта пещера почитается и посещается представителями четырёх монотеистических религий, а гора Кармель также и последователями веры бахаи.
Перед входом в святыню на табличке, уста новленной в 1983 г. израильскими министер ствами религий и туризма и Хайфским муници палитетом, есть цитата из III Книги Царств (гл. 18:19): «И сказал Илия... теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил (Кармель. - Ю.П).
Над пещерой Илии-пророка на вершине холма, называемого «рош Кармель» - «голова Кармеля», находится монастырь «Стела Марис». Это - главная в мире обитель католического ордена кармелитов, основанного в конце ХИИ столетия монахами, прибывшими на Святую Землю во времена крестовых походов.
Это были люди, движимые священным призывом Нового завета о «посольстве апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы». Весьма пригодным местом для этого богоугодного дела показалась им покрытая густыми лесами, изобилую щая всяческой живностью и многочисленными ручьями и источниками гора Кармель. Название горы дало имя будущему новому ордену, а связанные с ней легенды об Илие-пророке - покровителя мо нахам-подвижникам.
Первые послушники-кармелиты поселились в вади Сиах - овраге, находящемся недалеко от современного южного въезда в Хайфу. В этих местах еще в визан тийскую эпоху было небольшое поселение, жители которого пользовались водой из источника, названного ими в честь Илии-пророка, а также молились в пещере, где, по преданию, пребывал его верный ученик Элиша (Елисей). Недалеко отсюда находилась почитаемая уже в те времена пещера Илии-пророка. Как уже говорилось, именно этот божественный посланник в последние дни существования человечества должен вернуться на землю, чтобы провозгласить «наступление дня Господня, великого и страшного». Другими словами, выступит провозвестником скорого прихода мессии, посылаемого Всевышним к людям перед днём Страшного суда. «Пустынники Кармеля» были убеждены, что пророк Илия, безусловно, захочет посетить «свою» пещеру (что будет, конечно же, достаточно пышно обставлено), а значит, они одними их первых узнают о грядущем втором пришествии Иисуса Христа...
К началу ХIII века лишь несколько отшельников обосновались в пещере на склоне горы. Но необходимость обеспечения безопасности и экономические соображения заставили их объединиться. И в 1209 г. Иеру салимский католический патриарх Альберт утверждает устав нового христианского объединения - ордена кармелитов, первого и единственного, родившегося на Святой Земле.
В 1247 г. на своем съезде руководители европейских кармелитских общин решили основать в Палестине монастырь, и уже в 1263 г. в вади Сиах была сооружёна обитель, просуществовавшая до падения королевства крестоносцев в 1291 году. Кармелиты были вынуждены тогда оставить святые места, отправиться в более безопасную для них Европу, чтобы почти через четыре столетия вновь появиться в Палестине. Им удалось это лишь в начале ХVII века.
Первым добрался в Хайфу настоятель сирийского кармелитского монастыря отец Проспер, получивший в 1627 г. «добро» Ватикана на устройство обители в «колыбели ордена» на горе Кармель. Но лишь столетие спустя происходит закладка первого камня в основание обители на вершине холма и, спустя почти три десятилетия, весной 1795 года, был торжественно освящён мужской монастырь Святой Богородицы на горе Кармель - «Нотр Дам де Кармель». Монументальный четырёхэтажный комплекс включал двенадцать монашеских келий и три специальных помещения для паломников, церковь, трапезную, церемониальную залу, пекарню, библиотеку, лечебницу, аптеку. В 1825г. он был разрушен по приказу местного турецкого наместника. 12 июля 1836г. состоялось торжественное освящение, а в 1853г. открытие нового монастыря. Это, собственно, и есть, существующее в настоящее время монументальное со оружение с 30-ю кельями, величест венной церковью, пекарней и библиотекой, столярной мастерской и аптекой, колокольней и музеем древностей.
В центре четырёхугольного здания монастыря находится церковь с пещерой в алтарной части. Можно предположить, что в ней был похоронен священник, возможно, настоятель монастыря, построенного здесь во времена крестовых походов. Остатки каменного саркофага, облицованного впоследствии мрамором, в котором некогда покоилось тело усопшего, местная традиция называет «ложе Илии». Христианская традиция отождествляет эту пещеру с местопребыванием в ней Илии-пророка. Именно поэтому появилось тут его скульптурное изображение, а многочисленные свечи в честь этого святого зажигают здесь посещающие храм христиане-паломники со всего света.
В куполе церкви расположены картины на библейские и евангельские сюжеты, в т. ч., о вознесении в огненной колеснице на небеса Илии-пророка.
Ежегодно 20 июля от стен своего монастыря кармелиты организовывают традиционное шествие, отмечая день Илии-пророка. С праздничными песнями они спускаются по Кармелю, прося у своего патрона совершить очередное чудо. И если при этом на фоне голубого в это время года хайфского неба появляется хотя бы небольшое облачко, поклонники пророка считают свою миссию успешно выполненной. Главный божественный распорядитель дождя дал знак, что они услышаны.

В нижней части Хайфы расположены ещё несколько церквей, освящённых в честь Илии-пророка: греко-ортодоксальная, католическая, греко-католическая. А на подворье находящегося в районе Мерказ Кармель (Центрального Кармеля) храма Святого пророка Божия Илии ежегодно 2 августа православные христиане торжественно отмечают Ильин день - праздник одного из самых почитаемых на Руси святых.


Автор статьи: экскурсовод Юрий Полторак
Статьи Юрия Полторака

Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Юрием Полтораком, оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.


Имя (обязательно)


E-mail (обязательно)

Оставить комментарий