Random header image... Refresh for more!

Кейсария

Раскопки древней Кейсарии находятся в 43 километрах от Хайфы и в 36 километрах от Тель Авива на побережье Средиземного моря. Это был один из важнейших городов, построенных Иродом Великим как римская столица провинции и как крупнейший морской порт того времени. Порт Кейсарии в те времена уступал по величине и объему перевозок лишь портам Александрии и Пиреос. Однако Кейсария была построена не на совсем пустом месте. До начала иродианского строительства здесь стоял небольшой рыбачий поселок, основанный финикийцами более 3 с половиной тысяч лет тому назад, который назывался тогда Стратонова Башня (Мигдаль Шаршон). Превращенный Иродом Великим в одно из чудес света, совершенно римский город позже служил столицей римским прокураторам. Кейсария, названная Иродом в честь императора Октавиана Августа, много раз разрушалась и восстанавливалась. В отличие от более поздней Кейсарии Филипповой, построенной сыном Ирода в Голанах, эта назвалась Кейсария Стратонова, а ее порт — Себастией, что означает «святая», то же, что по-латыни «август». Евреи презрительно называли город «Кейсария бат Эдом», Эдом — Идумея, так называли чуждый еврейскому духу Рим. В различных текстах можно встретить также название «Кейсария маритима», что означает «морская». При Ироде построены по римским проектам и, частично, римскими руками, два акведука. Первый, «высокий», акведук — основной, питавший город водой. Водовод шел с севера от ручья Сабарин в холмах за горой Кармель. «Низкий» акведук вел воду от Крокодиловой речки. В этих местах видны остатки гидравлических сооружений. Рядом с акведуком найдены надписи с вексилляциями Шестого и Десятого легионов. Иродов порт исчез еще до прихода крестоносцев — его затянуло песком. Но перед этим он сослужил важнейшую службу, полностью изменив экономику всей страны и став главным источником римской культуры в Израиле. Город был обновлен и перестроен при прокураторе Понтии Пилате. В то время в городе было два театра, амфитеатр и два стадиона (ипподрома) – большой и малый, последний на морском берегу. Во время Иудейской войны относительно немногочисленный еврейский квартал города — он составлял примерно четверть населения — поддержал восставших и был практически полностью вырезан. По Иосифу Флавию при этом погибло около 20 тысяч евреев. Отсюда вышел в поход печально знаменитый десятый легион, разрушивший Иерусалим. Здесь был один из оплотов римского войска при восстании Бар Кохбы в 132-135 годах. Здесь же был казнен его идеолог рабби Акива — с него живьем сняли кожу на потеху публике. Рабби Акива был казнен в числе знаменитых 10 мучеников. При императоре Юстиниане в 4 веке Кейсария стала столицей римской провинции Палестина Прима — в римской империи Израиль был поделен на несколько Палестин. В византийские времена Кейсария была христианским поселением и значительно увеличила свою площадь: если при Ироде город располагался на 300 акрах, то византийская Кейсария занимала уже 800, распространившись, в основном, на восток. Кейсария, к тому моменту совсем небольшой город, существовала и во времена крестоносцев. Сохранились мощные оборонительные стены, окруженные рвом Людовика Святого, который, как говорят, собственноручно таскал камни и грунт. Римский театр крестоносцы превратили в крепость, как и в других местах. Важность города с христианской точки зрения основывается на рассказе, приведенном в Деяниях Апостолов, глава 10, о сотнике Корнелии и апостоле Петре — именно здесь были отменены правила, предписывающие христианам выполнять все еврейские традиции и здесь же новую религию принял первый нееврей. Также в местной тюрьме сидел апостол Павел. Кейсария была центром христианской культуры на заре христианства. В ней находилась обширная библиотека, вторая после Александрийской. Именно здесь жил и работал один из важнейших отцов цервки епископ кейсарийский Евсевий, знаменитый своим «Ономастиокном» — описанием географии Святой Земли и комментариями к Священному Писанию. Персы, а потом арабы, уничтожили эту культуру. Крестоносская цитадель Кейсарии стояла на мысу, где сейчас галерея и ресторан. Остались видны следы рва, защищавшего цитадель. Этот ров спас защитников города в 1220 году, когда эмир Дамаска аль Муаззам взял город. Жители бежали в цитадель и их спасли оттуда генуэзские корабли, эвакуировавшие их в Акко. Окончательно город был разрушен в марте 1265 года. Кейсарию разрушил султан Байбарс после длительной осады. И снова жители бежали в Акко морским путем. Уже в последние столетия здесь была небольшая деревенька мусульман из Боснии, выселенных сюда турками. В Кейсарии, которая сейчас является одним из важнейших и крупнейших исторических памятников на территории Израиля, есть целый ряд достопримечательностей, открытых для посещения, и многое, к открытию лишь готовящееся, поскольку археологические раскопки здесь далеко еще не закончены. Раскопки, начатые Сефи Поратом продолжаются сейчас под руководством профессора Эхуда Нецераи других археологов. Обычно посещение Кейсарии начинается с ее римского театра. Театр, построенный Иродом, а позднее перестраивавшийся римскими прокураторами не является самым крупным сооружением такого рода даже в Израиле — более крупные театры есть в Бейт Шеане и Себастии — Шомроне. Этот театр рассчитан всего лишь на 4-5 тысяч посадочных мест, бейт-шеанский — на 12, а в самый большой в мире театр в Милетах — на 30 тысяч зрителей. Необходимо заметить, что это был самый первый театр, построенный в Израиле. Та конструкция, которую можно увидеть сегодня в Кейсарии практически полностью реставрация, и не всегда аутентичная. Например, Ирод никогда не использовал мрамор, те мраморные скульптуры и детали архитектуры, которые можно увидеть здесь относятся к более позднему периоду императора Юстиниана. Стена окружала здание также только в более поздние, византийские времена, а при крестоносцах она была превращена в крепость Каструм. Около театра выставлен ряд находок, сделанных здесь археологами, среди них статуи и саркофаги, а копия мемориальной доски, посвящающей перестройку театра императору Тиберию Понтием Пилатом была перенесена к дворцу. Оригинал доски, единственное историческое доказательство существования этого столь известного прокуратора хранится сегодня в Музее Израиля в Иерусалиме. Неподалеку от театра найдены захоронения римских солдат. Второй театр, примерно такого же размера, находился южнее и практически не раскопан. Ближе к морю, на север от театра ведутся новые раскопки, в том числе малого ипподрома, занимавшего все пространство от театра до жилого города. Большой, недавно обнаруженный ипподром находится посреди банановой плантации киббуца Сдот Ям (восточнее современных раскопок) и для туристов недоступен. Он больше малого в два раза, здесь найдены блоки трибун, поворотные и центральный обелиск из асуанского гранита и другие архитектурные элементы. Приморский малый ипподром перестраивался 5 раз, пока его территория, очевидно в византийские времена, не стала использоваться для строительства других зданий, в том числе нимфеона с фонтаном. Византийцами здесь были также отстроены дворец наместника и базилика, облицованная мрамором. Ипподром этот многократно упоминается у Иосифа Флавия, иногда под именем «амфитеатра», поскольку использовался он не только для бегов, но и для зрелищных развлечений, спортивных состязаний, гладиаторских боев и выставок скульптур. Хотя, вполне можно предоположить, что, поскольку в северо-восточной части Кейсарии обнаружены следы настоящего амфитеатра, пока не исследованного, Флавий мог иметь в виду и его. Здесь, на этом ипподроме, после подавления восстания Бар Кохбы погибли тысячи евреев на потеху римлянам, в том числе духовный руководитель восстания знаменитый рабби Акива. Кстати говоря, именно здесь и именно Иродом Великим в спортивных состязаниях впервые в мире введены понятия второго и третьего мест и призов. До того награждался только единственный победитель. Между ипподромом и театром находился главный дворец Кейсарии, от которого, к сожалению, осталось довольно мало следов. Основал его, очевидно, еще сам Ирод Великий, однако от его стен не осталось практически ничего кроме атриума – внешнего двора, а те руины, которые можно увидеть в раскопе — более поздний дворец, тот самый, в котором, возможно, жил Понтий Пилат. В нем были бассейны, фонтаны, каналы, внутренние и внешние дворики и, даже, небольшой храм. В экседре-фонаре, возможно, располагалась упоминаемая в источниках библиотека. Это, более позднее сооружение, было построено скорее всего сыном Ирода Архелаем и сохранилось до времен Иудейской Войны. Сегодня дворец своей западной частью ушел в море, после одного из землетрясений. Под водой оказалась территория бассейна с красивым мозаичным полом и западная апсида. Иосиф Флавий довольно подробно описывал нам это здание, напоминавшее свое формой базилику. Рядом с дворцом — остатки небольших купален с гиппокаустом, посреди которого стоит один столб — знак того, что выстроены купальни были Иродом Великим, как бы его печать. Выше ипподрома в новых раскопках — реставрация больших римско-византийских бань с хорошо сохранившейся мозаикой. План города был устроен в виде решетки параллельных и поперечных улиц — четырех Кардо и четырех Декаманусов. Бани находятся в одной из ячеек такого пересечения. Археологами здесь найдено несколько уровней этих улиц различных периодов, начиная с Ирода Великого, затем времен прокураторов и византийского. Недалеко от бань — также остатки «хореа» — византийского постоялого двора. Раскопаны также «налоговое управление» провинции, через которое проходили очень значительные деньги во времена римского владычества, также огромные помещения столичных складов масла, муки и вина со специальными поддонами для сбора разлившегося вина или масла, помещения туалета и таверны. Напротив южного входа в крестоносский город раскопаны остатки храма Митры — персидского культа, сохранявшегося здесь в эллинистические, римские и византийские времена чужими народами. Крестоносская Кейсария была самым маленьким по площади городом на этом месте, видимо, в связи с тем, что рыцарям было труднее всех остальных защищать свои владения. Сегодня хорошо видно — по сохранившимся крепостным стенам — как располагался этот город. На том месте, где стоит крестоносская цитадель почти все нижние слои разрушили — рыцари расчищали строительные площадки. Мост, ведший в крепость был деревянным — он сейчас реконструирован, так же как и вся конструкция восточных ворот, в которых хорошо видна щель для решетки, а во внутреннем помещении стоит поилка для лошадей. Стены крестоносской Кейсарии отстраивались дважды — второй раз после разрушения крепости Саладином в 1251 году, причем сам французский король Людовик Святой, он же Луи Девятый, своими руками участвовал в строительстве. Эти стены, позже разрушенные Байбарсом и вновь восстановленные, мы видим и сегодня. И в византийские и в крестоносские времена в городе было много церквей, в связи с важностью истории Петра и сотника Корнелий. Кстати, отсюда же Петр позже отправился в Рим навстречу своей казни. Церкви стояли на том же месте и, частично, на том же подиуме, где Иродом был выстроен знаменитый впечатляющий римский храм, описанный у Иосифа Флавия — храм этот было видно далеко с моря, даже когда еще невозможно было увидеть берег. Храм этот был посвящен цезарю Августу в 10 году до нашей эры и построен в дорическом стиле, здание высотой с современных десять этажей было оштукатурено белой штукатуркой. Позже в центре подиума стояла византийская восьмиугольная церковь, построенная епископом Кейсарийским Прокопием в 5-6 веке нашей эры. Крестоносская базилика стояла ближе к правому краю подиума, который в конце концов не выдержал ее тяжести и арки, поддерживавшие подиум рухнули вместе с церковью, причем погибло довольно много народу. Однако самым значительным сооружением Кейсарии был иродовский порт с 800-метровыми двойными волнорезами, заполненными бетоном из вулканического пепла, которые привозился специально из Италии и огромной акваторией, от которой сегодня сохранилось едва ли 10 процентов. Макет порта, кстати, есть в магазинчике под рестораном у моря. Мечеть на берегу сооружена босняками в 19-м веке, после того как их шейх взорвал стоявший здесь крестоносский маяк — его остатки видны до сих пор. Напротив восточных ворот крестоносского города – новые раскопки. Здесь найдена так называемая улица Флавия, в честь местного правителя, с двумя огромными скульптурами красного гранита и белого мрамора, а также мозаикой с греческой надписью на ней. В жилой части городка найдены мозаики византийской виллы с изображениями птиц и животных. В самой северной части современного города сохранились огромные арки водовода, снабжавшего водой город времен Рима. Современная Кейсария — городок вилл на берегу моря, считается довольно престижным местом, хотя она и удалена от крупных городских центров. Большая заповедная зона парк ха-Шарон расположена в песках неподалеку от раскопок Кейсарии. Представляет собой территорию произрастания редких и разнообразных растений. Наиболее интересен парк для посещения весной.



Автор статьи: Игорь Торик
Статьи Игоря Торика
Экскурсии Игоря Торика
Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Игорем Ториком, оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.


Имя (обязательно)


E-mail (обязательно)

Оставить комментарий