Random header image... Refresh for more!

Яффо

Это один из древнейших городов в Израиле и в мире, сегодня находящийся на территории Тель Авива. Существует легенда, которая ведет его происхождение от одного из сыновей Ноя — Яфета, который построил здесь свой самый южный порт сразу же после всемирного потопа и именно по нему назван город. В соответствии с этой легендой, главная улица старого Яффо — улица Яфета. Другая версия названия — от ивритского слова «яфа» — красивая. По историко-археологическим сведениям город был построен в ранние финикийские времена, как пограничный с Египтом порт. Первое письменное упоминание о городе — хроники фараона Тутмоса III о взятии города в 15 веке до нашей эры. По распределению наделов во времена Иисуса Навина находился на территории колена Дана, однако даниты не смогли захватить прибрежный район, где в то время жили хорошо вооруженные и организованные филистимляне и вынуждены были отступить на север. Город Яффо остался филистимлянским. Библейская традиция утверждает, что при царе Соломоне именно через самый древний в мире порт Яффо сплавлялось дерево ливанских кедров финикийским царем Хирамом для строительства Храма. Однако это не совсем так: порт принадлежал недружественным племенам, а в Ветхом Завете нет слов «порт Яффо», а написано «море Яффо», что является гораздо более растяжимым понятием. Недалеко от Яффо в те времена находился небольшой израильский город — порт на побережье, известный сегодня под названием Тель Касиле. Тель этот сейчас расположен на территории тельавивского музея «ха-Арец». Скорее всего именно через Касиле и приплывали в Израиль гигантские стволы ливанских кедров, за которые Соломон уплатил Хираму аж двадцатью городами в земле Кавул, неподалеку от нынешнего Акко. Кстати, этим портом Яффо позже пользовались при строительстве Второго Храма. Отсюда отплыл пророк Иона в тщетной попытке бежать от Бога, когда Всевышний приказал ему отправится пророчествовать в Ниневию. Иона пытался уплыть в Тарсис, но буря разбила корабль и пророк был проглочен огромным китом, который через три дня выплюнул его на берег, откуда Иона столь тщетно бежал. Яффо почти никогда не был еврейским городом. Принадлежал египтянам, филистимлянам, персам, финикийцам, а позже — грекам и римлянам. Однако практически всегда в городе был, хотя бы небольшой еврейский квартал. Иногда евреи составляли половину жителей Яффо. У греков была особая любовь к Яффо — по одной из версий (по другой у берегов Эфиопии) именно здесь была прикована к скалам прекраснейшая Андромеда, дочь Кассиопеи и Цефея, в жертву морскому чудовищу дабы спасти, как другие прекрасные девственницы до нее, свой город от морской стихии. Дева была спасена Персеем, которому для совершения этого подвига вначале пришлось убить одну из сестер Горгон — Медузу на противоположном конце Средиземного моря и воспользоваться ее головой. Увидев голову Медузы Горгоны морское чудовище окаменело и остатки его — скалы, торчащие из моря в районе яффского порта — до сих пор показывают туристам. О скалах Андромеды рассказывает нам еще Иосиф Флавий в Иудейской войне (3, 9:1-4). Во времена Антиоха в Яффо был еврейский погром, в ответ на что Иегуда Маккавей перебил всех местных жителей и запретил неевреям жить в Яффо. Город был перезахвачен греческим полководцем Апполонием, однако вскоре вновь взят последним из братьев Маккавеев Шимоном и с тех пор Яффо был еврейским до 67 года нашей эры, когда был вновь полностью разрушен римскими легионами. О Яффо упоминают римские историки Геродот и Плиний. В евангелические времена здесь останавливался и видел чудесный сон в доме Симона-кожевника апостол Петр. Чудо, произошедшее в доме Симона — видение св. Петра о скатерти-самобранке, полной запретных для еврея яств и голосе, приказавшем ему есть, которое Петр истолковал, как необходимость проповедовать среди неевреев. До того момента, по заповеди Иисуса, обращать прежде всего требовалось евреев («Кормить ли псов, когда дети голодны»). Есть здесь маленькая мечеть св. Петра «Джама Будрус». В центре города огромная католическая церковь Петра, там где стояла цитадель города. Со стороны Абу Кабира (самой жесткой израильской тюрьмы) находится русская православная церковь св. Петра, посвященная чуду оживления Тавиты (Тавифы). В 1835 году русский монах Константин Нуров объявил, что обнаружил на еврейском кладбище Яффо могилу Тавиты. За домиком Симона-кожевника виден старый маяк, уже давно не функционирующий, ключи от которого с давнейших времен принадлежат армянскому семейству по фамилии Захарян. У маяка — руины старой крепости. Отстроена крепость во времена крестоносцев, затем снова разрушена после их ухода и почти не отстраивалась до 18 века, когда Яффо стал портом для христианских и еврейских пилигримов. Во все времена единственным и главным значением города являлся его порт. В нашем веке Яффо перестал быть главным портом Святой Земли, его потеснила сначала Хайфа, а затем Ашдод. Внизу на берегу видны арки — остатки армянского монастыря св. Николая, давно брошенного. Монастырь возник еще в византийский период, а во времена Наполеоновского похода 1799 года здесь содержалось 6 тысяч пленных турок. Маленький экспедиционный корпус Наполеона не мог справится с охраной пленников и император приказал перебить пленных. От такого количества трупов началась повальная чума и монастырь стал чумным лазаретом. Перед бегством из Палестины Наполеон героически лично пожал руки всем зачумленным солдатам. Существует знаменитая картина, изображающая это событие. Наполеон покинул несчастливое поле боя практически только со своей свитой, бросив всю армию на произвол судьбы — как позже в России. Остатки его доблестных войск были немедленно перерезаны турками. Арабы называют руины монастыря — «Абу Набарта», что является исковерканным именем «Бонапарт». По плану раздела Палестины Яффо должен был стать арабским анклавом, но был взят ЭЦЕЛем. Самая богатая часть жителей бежала, а оставшиеся превратили город в рассадник наркотиков и бандитизма. Затем Яффо был перестроен евреями. Сейчас население смешанное. Арабы, живущие здесь частью нелегальные беженцы из Газы, частью мигранты из Галилеи. В конце прошлого — начале нашего веков население Яффо было довольно смешанным, кроме арабов и евреев здесь жили также различные христианские общины из Америки, Германии и других стран. Американская колония Яффо находится вне ныне разрушенных стен Старого Города и существует с 1866 года, когда группа паломников, относящихся к мессианской секте, приехала в Израиль во главе с Доном Адамсом. Они покупают ряд земель в Иерусалиме и Яффо и основывают здесь свои поселения. У американцев в Яффо возникают как свои внутренние проблемы, так и серьезная конфронтация с арабами, жителями Яффо. Многие из них заболевают, не выдержав непривычного для них климата и вскоре колония прекращает свое существование. Во времена расцвета американских колоний в Израиле сюда приезжает в качестве путешественника — паломника знаменитый американский писатель Марк Твен, описавший свою поездку в злой и иронической книге «Удивительное путешествие в Святую Землю». Приезжает Марк Твен в Израиль через порт Яффо и останавливается здесь на некоторое время в самой большой и шикарной гостинице Палестины того времени «Парк-отель», здание которой сохранилось до сих пор. Кстати, в этой же гостинице останавливался во время своего посещения Израиля и основатель сионизма Теодор Герцль. После распада американской колонии, земли и имущество перекуплены новыми пришельцами — немецкой паломнической группой тамплиеров. Немцы строят рядом с гостиницей лютеранскую церковь Иммануэля, работающую до сих пор. Рядом с церковью сохранился один из американских деревянных домов, построенный из досок, привезенных сюда специально из Луизианы. Сегодня здесь в частично вновь построенном, частично отреставрированном комплексе находится миссионерское общество верящих в Иисуса как в Мессию Израиля, которые проводят занятия и службы на иврите и английском языках. Во дворе комплекса стоит привезенное сюда в американские времена дерево, укореняющееся воздушным путем — бенгальский фикус. Он может разрастаться в целые рощи и, говорят, в Индии под таким рощей-деревом Александр Македонский разместил все свое войско. Дерево это посадил барон Устинов — дедушка знаменитого писателя и режиссера Питера Устинова. Он же собрал в Израиле довольно интересную археологическую коллекцию, которая после его смерти попала в Швецию и большая ее часть до сих пор находится там. Здесь же неподалеку находился район с интересным названием Валгалла. В Яффо, на углу Иерусалимского бульвара в ныне не существующем доме, в библиотеке родилась идея создания Тель Авива. До 1965 года порт Яффо служил рыболовецким портом, хотя и менее значимым, чем порт Акко, однако с тех пор используется только для яхт и маленьких частных рыболовецких лодок. Порт очень загрязнен, как и все южные порты Израиля на Средиземном море. Грязь приходит из Египта, выбрасывается в море Нилом, а затем прибивается к нашим берегам прибрежным течением, идущим против часовой стрелки. Степень загрязнения возросла в несколько раз после строительства печально знаменитой Асуанской плотины. С этого момента количество рыбы в прибрежных районах упало очень значительно. В Яффо множество достопримечательностей, в основном мусульманско-турецкого периода. Сохранился и реставрирован центр старого города с его ресторанчиками и магазинчиками, благодаря которому возникла поговорка: «Яффо — Иерусалим для бедных». На центральной площади старого города — раскопки Яффо — здесь есть руины домов 2 — 1 века до нашей эры, разрушенных римскими войсками под командованием Цестия. На них стоят остатки более позднего строительства 1 века нашей эры, упоминаемого Иосифом Флавием в 9 части 3 книги «Иудейской Войны». В центре реставрированного района — холм, который является, собственно, городищем самого древнего Яффо. Он практически не раскопан, но в его верхней части стоит стела — ворота с египетскими иероглифами, частично найденными здесь и повествующими о захвате Яффо войсками фараона Рамзеса. В старом городе находится также музей Иланы Гур, существующий с 1984 года и эклектически объединяющий в себе как произведения искусства, известных и неизвестных авторов, включая хозяйку дома, так и разного рода археологические находки. На въезде со стороны Тель Авива — часовая башня, построенная в честь султана Абдул Хамида Второго в начале нашего века на месте старых стен, срытых в конце прошлого турками. Часовые башни строились одновременно в Акко, Хайфе, Иерусалиме и Яффо в 1901 году в честь 25-летия правления султана. Однако закончили строительство лишь к 1906 году, то есть, к 30-летию. К западу от башни — эль-Сарая эль-Джадида или Новая Управа, где сидели городские власти при турках и англичанах. 9 января 1948 года ЛЕХИ взорвала здание с находившимися в нем главарями бандитских шаек при помощи грузовика взрывчатки. «Сарай» по-турецки означает «дворец». По дороге направо ближе к морю роскошное оттоманское здание мечети эль Махмудие, построенное правителем Яффо Махмудом Агой по прозвищу Абу Набут (что значит «отец дубинки») в начале 19 века. Махмуд Ага современник Аль Джаззара, правил городом после ухода Наполеона. Славился крутостью, лично бил палкой горожан прямо на улицах, за что и получил свое прозвище. Отстроил город из развалин, возвел стены, привез колонны из Кейсарии и Ашкелона для строительства мечети. С другой стороны от дороги — Хаммам, некогда городские бани, а теперь кабаре и театр. Рядом с ним Сарая эль Атика, Старое городское Управление, сейчас там городской музей. В городе есть также «блошиный рынок» — «шук пишпешим», являющийся одной из достопримечательностей Яффо, на котором можно купить по дешевке самые невероятные вещи, начиная от антикварной мебели, кончая собранием сочинений Горького. На улице Мифрац Шломо находится яффский археологический музей, у входа в который стоят колонны 1 века до нашей эры.



Автор статьи: Игорь Торик
Статьи Игоря Торика
Экскурсии Игоря Торика
Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Игорем Ториком, оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.


Имя (обязательно)


E-mail (обязательно)

Оставить комментарий