Random header image... Refresh for more!

Черкесы

Самоназвание «адыги». Среди тех, кого называют черкесами на Ближнем Востоке есть также и кабардино-балкарцы, чеченцы, карачаевцы и другие мусульманские кавказские народности. Этот народ попал в Палестину в турецкие времена, покинув Кавказ из-за русско-черкесской войны. Турция вытеснила их на периферию. Здесь они потихоньку приняли образ жизни местных арабов, стали селиться с ними рядом, появились смешанные браки. В арабо-израильском конфликте они выступают на стороне собратьев — мусульман, хотя активно в нем и не участвуют. В середине 19 века черкесская община на Святой земле резко увеличивается. И обстоятельство это связано с одной из самых мрачных страниц в истории черкесского народа. Ибо пополнение это происходит не счет добровольных иммигрантов, и даже не за счет невольников, имевших шансы подняться на самые высокие ступени мусульманского общества, как это происходило в средние века, но за счет беженцев с выжженной земли, в которую превратился Кавказ. Трагедия черкесов стала преддверием геноцидов нового времени.
В середине 18 века начинается русско-кавказская война, которая завершилась лишь в 1864-м. После этого Черкесия, всего два столетия назад являвшаяся союзницей России и заключавшая династические браки с русскими царями, фактически перестала существовать. И как страна, и как народ. Черкесы лишились 90% своих исконнных земель и потеряли 95% (!) населения. Часть была физически вырезана, часть депортирована в Османскую империю, причем сотни тысяч беженцев (предположительно 200-250 тысяч человек) погибли в дороге. Массовое уничтожение черкесов достигло апогея к концу войны, когда царская Россия поставила перед собой цель «очистить от туземцев» кавказский коридор, соединяющий Россию и Грузию.
Тех, кто выжил, турки расселяли по всей Османской империи, содавая черкесские формирования и используя их в основом для службы в полиции. Палестина в этом смысле не стала исключением. Они пополнили армию, полицию, жандармерию, аппарат государственного управления турков. Султанское правительство использовало черкесские контингенты армии и специальных полицейских отрядов для подавления национально-освободительного движения в империи, прежде всего — в районах с христианским населением. Вскоре получилось так, что черкесы оказались на особом, несколько отличном от других нацменьшинств в Турции положении, стали как бы опорой султанского трона, чем-то вроде казачества в России. Многие черкесы занимали виднейшее положение в султанском дворце. Добавьте к ним традиционное в Турции влияние гарема на государственные и общественные дела. Жёны султанов, матери многочисленных принцев часто были черкешенки. Непререкаемым авторитетом пользовались черкешенки — матери правящих монархов, которых уважительно называли «валиде». Наибольшую известность приобрела мать султана Абдул-Меджида — черкешенка, которая фактически правила страной многие годы. А сколько было великих визирей, то есть премьер-министров, министров Турции, генералов, адмиралов, послов из числа мухаджиров, сосчитать не возьмётся никто. Были также и маршалы, и генералиссимусы. Немало среди них и выдающихся государственных мужей, реформаторов и революционеров.
В Израиле они проживают главным образом в Кафр-Каме, Рейхании, а также — в других деревнях, в частности, в Абу-Гоше. В Кафр-Каме сегодня создан черкесский культурный центр для туристов. В Абу-Гоше – четыре известных черкесских рода. Есть довольно большое черкесское население в Иордании, несколько деревень, город Карак, они составили первое население современного Аммана. Сегодня черкесы – основа королевской гвардии Хашемитской династии. У черкесов до сих пор сохранились внешние отличия от арабов и специфический акцент. Говорят сегодня они на арабском языке, исповедуют ислам. Многие черкесы сохраняют более светлую кожу и светлые глаза. Любопытно, что в верованиях черкесов, с некоторых пор относящих себя к мусульманам (недаром они жили в Турции) немало мистики: они верят не в загробный мир, а в параллельный, считая, что в момент смерти человек не уходит в другой мир, а меняет свою реальность на параллельную и продолжает находиться рядом с живущими.
Всякая община, составляя часть черкесского племени, представляет семью в большом виде и называется по имени своего родоначальника. Члены этой семьи — общины, считают друг друга такими близкими родственниками, что не допускают между собою брачного родства и сочли бы такой брак просто кровосмешением. Такая большая семья ведет свои дела сообща. Все члены ее оказывают друг другу при всяком затруднительном обстоятельстве нужную защиту и помогают все вместе каждому отдельно. Всякое оскорбление и ущерб, нанесенное одному из его членов, считаются посягательством на благосостояние всей общины и в свою очередь каждый член подлежит ответственности за свое поведение перед всею общиною. Раз лишившись защиты и покровительства общины, черкес не может уже иметь никаких ручательств за свою личную безопасность и жизнь.



Автор статьи: Игорь Торик
Статьи Игоря Торика
Экскурсии Игоря Торика
Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Игорем Ториком,
оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.

Имя (обязательно)

E-mail (обязательно)

Метки:

Оставить комментарий