Random header image... Refresh for more!

Самаритяне

Самаритяне

Религиозная секта, отколовшаяся от иудаизма. Название на иврите — шомроним, в Талмуде кутим, самоназвание шамрим, буквально «хранители» или более полное — шамрим ал ха-эмет, «хранители истины», религиозно-этническая группа, численностью около 600 человек, проживающая в отдельном квартале Холона — Сумаре (более половины) и в районе Шхема на горе Гризим. Самаритяне образовались в качестве религиозно-этнической группы в начале эпохи Второго Храма на территории Самарии. Согласно традиции самаритян, они — часть народа Израиля, хранящая верность его подлинному наследию. Согласно той же традиции, вплоть до дней священника Эли продолжался период, когда местопребыванием Бога была гора Гризим. Однако во времена Эли начался период, когда большинство народа Израиля покинуло гору Гризим, и лишь колено Иосифа, с которым самаритяне себя идентифицируют, осталось хранителем подлинной традиции. Тора связывает происхождение самаритян с завоеванием Самарии ассирийцами в 722–721 гг. до н. э., которое сопровождалось депортацией еврейского населения этого района в глубинные районы Ассирийской империи и поселением на их место «людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Хамата, и из Сфарваима». Библия повествует: «донесли царю ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот, они умерщвляют их». Царь приказал отправить в Самарию одного из выселенных оттуда священников, чтобы тот научил новоприбывших, как чтить Бога, после чего «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их» (II Ц. 17:25–34). Согласно ассирийским источникам, большинство населения Самарии не было изгнано, а поселенцы образовали высший слой общества; таким образом обе этнические группы сыграли роль в формировании самаритян.

Самаритяне Самаритяне Самаритяне

В правление последних царей Иудеи сохранившиеся жители бывшего Израильского царства продолжали поддерживать связь с Иерусалимом и Храмом, и, следовательно, самаритяне еще не были отдельной религиозной группой. Еще в начале периода возвращения в Сион лидеры Самарии во главе с Санваллатом пытались сотрудничать с вернувшимися из изгнания, однако те отвергли сотрудничество, что привело к длительной вражде между самаритянами и вернувшимися и способствовало превращению самаритян в отдельную религиозно-этническую группу. Хотя в Библии не объясняется, почему вернувшиеся так повели себя с жителями Самарии, исследователи полагают, что причина коренилась в языческих элементах самаритянского культа. Не подлежит сомнению, однако, что ко времени завоевания Эрец-Исраэль Александром Македонским (332 г. до н. э.) самаритяне уже были вполне сформировавшейся религиозно-этнической группой, обособленной от евреев.
Во время бесчинств Антиоха Эпифана, самаритяне отмежевались от евреев и послали ему письмо следующего содержания: «Царю Антиоху Богу Эпифану от сидонцев, живущих в Шхеме... нас винят в том, что мы сродни гнусным евреям, которых постигла справедливая кара, но на самом деле мы из Сидона. Мы чужды евреям и их обычаям и просим, чтобы наш храм на горе Гризим, который в настоящий момент не имеет имени, был посвящен Зевсу Эллинскому» (Цитируется по Иосифу Флавию «Иудейские древности» 12 кн. 5 гл.). Известна также история о подношениях самаритян Александру Македонскому, чтобы получить режим наибольшего благоприятствования по сравнению с евреями. Великий воитель прогнал их посольство от себя.
С торжеством христианства в 4 в. начались ожесточенные преследования самаритян и многие из них перешли в новыую религию, причем часть их осталась верна самаритянской традиции, лишь внешне соблюдая христианские обряды. По-видимому, из-за этих преследований самаритяне приняли участие в антихристианских беспорядках в правление Юлиана Отступника (361–363). Перевод в середине 4 в. расквартированных в Израиле легионов на границы Византийской империи для участия в войне создал условия, позволившие самаритянам поднять несколько восстаний, во главе которых стоял Баба Раба; этот период был временем высшего расцвета самаритян, их культуры и культа. Гонения самаритян христианами продолжались в 5 в. и 6 в. Кровопролитные подавления этих восстаний, в ходе которых погибли или были проданы в рабство тысячи людей, послужили одной из основных причин упадка самаритян.

Самаритяне Самаритяне Самаритяне

Фотографии: Давид Рабкин

Эпоха арабского владычества — период глубокого кризиса в истории самаритян. Народ, насчитывавший в начале арабской эпохи около 350 тысяч человек, ко времени завоевания Эрец-Исраэль крестоносцами превратился в лишенную влияния религиозную секту, состоявшую из нескольких тысяч членов. В арабскую эпоху самаритяне продолжали жить в большинстве районов Самарии и в горных областях к югу от нее. Самаритянские общины сохранились в районе Лода, а после основания Рамле там возникла большая самаритянская община. За пределами Израиля небольшие самаритянские общины существовали в Египте и в крупных городах Сирии. Во время многочисленных периодов политической дестабилизации самаритяне подвергались погромам со стороны мусульманского населения и преследованиям со стороны властей. В начале 11 в. наиболее значительная самаритянская община существовала в Шхеме, который все еще рассматривался как самаритянский город, несмотря на его значительное мусульманское население.
В период турецкого владычества самаритянские общины вне Шхема прекратили свое существование. Дамасская община была вырезана в 17 в. Тогда же умер последний самаритянский первосвященник из династии коэнов, и с тех пор должность отправляют священники-левиты. В конце 18 в. исчезли самаритянские общины в Каире и Газе. Тогда же самаритяне приобрели участок земли на горе Гризим, который с тех пор (с перерывами из-за запретов мусульман) служит местом пасхального жертвоприношения. В 1842 г. самаритяне были обвинены в безбожии и их под страхом смерти заставляли принимать ислам. В этот период численность самаритян в Шхеме составляла менее 200 человек, поскольку многие перешли в ислам.
В начале 20 в. укрепились связи самаритян с евреями и после образования еврейского государства в Холоне был основан самаритянский центр под руководством Яфета бен Аврахама Цедаки (Цадки), который вместе с семьей переселился из Шхема в Яффу еще в начале 20 века. В 1951 г. на основании соответствующего пункта в соглашении о прекращении огня между Израилем и арабскими странами самаритянам — жителям Израиля было разрешено участвовать в пасхальном жертвоприношении на горе Гризим, находившейся под контролем Иордании. В 1954 г. в Холоне были построены первые дома для самаритян, а в 1963 г. в самаритянском квартале города была открыта самаритянская синагога.
Святое место, место самаритянского храма — Гризим. Современные синагоги и богослужение напоминают нечто среднее между иудаизмом и исламом. Самаритяне носят красные фески, пользуются молитвенными ковриками, молятся в сторону горы Гризим, падают ниц. Сами самаритяне утверждают, что их секта возникла в 11 веке до нашей эры и существовала при Соломоне и иудейских царях. Между евреями и самаритянами существует ряд исторических разночтений. Так, например, по ТАНАХу Ковчег Завета во времена Иисуса Навина находился на горе Эйваль, но самаритяне утверждают, что на горе Гризим. Правда, Иисус Навин называл гору Эйваль Горой Проклятий, а Гризим — Горой Благословений. Под горой Эйваль в селе Аскара — погребальные пещеры и саркофаги самаритян римского периода, на которых высечены эллинизированные имена. В настоящий момент все самаритяне живут в Израиле.



Автор статьи: Игорь Торик
Статьи Игоря Торика
Экскурсии Игоря Торика
Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Игорем Ториком,
оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.

Имя (обязательно)

E-mail (обязательно)

Метки:

Оставить комментарий