Random header image... Refresh for more!

Осторожно — Геенна Огненная!

Геенна Огненная – Гай [Долина] Бен hином – Долина сыновей Енномовых – Долина Гинном – название одного и того же места.

Долина Бен-hином отделяет старый Иерусалим от нового города  с юга и юго-запада. Она берет свое начало в районе бассейна Мамила и заканчивается у  источника Эйн-Рогель в деревне Силуан. Долина использовалась во времена Второго Храма для создания двух больших накопительных бассейнов-водохранилищ, которые обеспечивали водой древний  город много поколений. Они известны сегодня как бассейн Мамила и бассейн Султана.

 

Геена, Брехат-а-султан-Бассейн-султана

 

В период завоевания Земли Израильской двенадцатью коленами Долина Бен-hином была границей между земельными владениями колена Вениамина и колена Йегуды.

Так же в период возвращения в Сион из плена Вавилонского  Долина упоминается как северная граница Иудеи.

Долина Еннома получила известность как место, где было принято приносить в жертву сыновей языческому богу Молоху.  Вплоть до эпохи пророка Иеремии здесь существовали сложенные из камней возвышения, на которых горели жертвенные костры. Они-то и дали этому месту название: Долина Убийств.

Отсюда метафорическое использование слова Гееном (ивр.) как место, где будут огнем наказаны грешники после их смерти.

Во времена Второго Храма Долина служила местом захоронений.

По христианской традиции это — «поле крови» — Акелдама [хакаль дама, ивр.], купленное за 30 серебренников – по цене предательства Иисуса Христа Иудой Искариотом. В древних еврейских источниках и по христианской традиции Геенна и есть преддверие Ада, и сказано об этом: «Есть 2 столба в Генноме и  между ними поднимается дым… и это вход в Генном (Ад)» ([древний мидраш «сукка лев»]).

 

Со временем Долина Бен-hином  перестала быть понятием географическим и превратилась в религиозный термин, как преисподняя, где грешники получают наказание. Слово «гееном» укрепилось в иврите в этом понимании, а так же внедрилось во многие европейские языки.

 

Геена, Гора Злого Совета

 

Поиски Долины сыновей Енномовых

В новое время исследователи пытались совместить библейские понятия с конкретными географическими территориями. Сначала обратили внимание на долину Кедрона возможно из-за того, что когда-то  здесь сжигали мусор, собранный из Иерусалима и с Храмовой горы. По арабской традиции Кедрон был назван «г’hнум» или «вади а-нар» («ущелье огня»), — названия, напоминающие «Долина Бен-hином».

 

Причины избрания Долины Бен-hином как места поклонения богу Молоху

На древнем Востоке было принято приносить жертвы богам не в городе или храме, а вне стен города. Так было заведено и в  Иерусалиме, т.к. делалось это в знак протеста против нормативной религии.

Культ Молоха как бога преисподней отправлялся как оппозитный культу Яхве. Так, пока культ Яхве царствовал на горе Мория, скиния бога преисподней — Молоха была в Долине Бен-hином. Следует подчеркнуть, что все остальные долины (вади), окружающие Иерусалим,  упоминаются в Библии как «ручей» или «низина» (эмек), тогда как Гееном – единственная, которая называется «долина», что призвано намекнуть на характер места – глубокое и относительно узкое, обнесенное крутыми склонами. Глубина Долины превышает 100 метров, хотя расстояние между краями ущелья – горой Сион и районом Абу Тор — меньше километра. Таким образом, легко предположить, что для приверженцев культа Молоха Долина Бен-hином предоставляла укромное и вместе с тем удобное для жертвоприношений и захоронений место. Считается, что Ад находился в восточной части Долины, в месте чуть удаленном от его устья, там, где скалы обрамляли его с каждой  стороны, где пейзаж подходит для этого мрачного культа.

 

Долина начинается еще в квартале Эзрат Исраэль, оттуда она проходит по бассейну Мамила и мусульманскому кладбищу, продолжается через современный район «Хуцот ха-Йецер» и бассейн Султана. Центральная часть Долины начинается под горой Сион. От бассейна Мамила и до горы Сион Долина называется «Вади аль Мис», а от горы Сион на восток – «Вади Рабаби».

Рядом с Эйн Рогаль на высоте 620 метров над уровнем моря Долина встречается с Кедронским ущельем. Протяженность Долины Бен-hином около 2700 метров.

 

Геена, крепостные стены старого города

 

 Жертвоприношение Молоху в Долине Бен-hином

Жертвоприношение мальчиков Молоху вДолине Бен-hином было одним из радикальных проявлений религиозного синкретизма, который распространился в Иудее в один из  самых тяжелых периодов в ее истории. В основном кризис  выражался в спаде общественном, религиозном и культурном, приходе обычаев чужестранцев, и культ Молоха и «предание сыновей огню» были лишь одним из проявлений этого кризиса.

Сказано в 4 Книге Царств про царя Ахаза: «...даже сына своего провел через огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов израилевых. И совершал жертвы и курения на высотах (жертвенниках)» (16:3-4).

И сказано там же про царя Манассию: «И провел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников, много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать его» (21:6).

И сказано про сынов Израилевых: «...и служили Ваалу; И проводили сыновей своих и дочерей своих через огонь, и гадали и волшебствовали» (17:16-17).

Пророк Иеремия уже гневно обличает современников своих в нечестивых делах пред очами Господними: «И устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать своих огнем во всесожжение Ваалу... говорит Господь, когда место это не будет более называться Тофетом или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения» (Иер.19:5-6).

Библия называет праведником царя Иосию за то, что он «осквернил Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей через огонь Молоху» (4 Царств, 23:10).

 

Геена, Сионская гора

 

Молох

Божество Молох, которому приносили жертвы в Долине Бен-hином, был известен по всему древнему Ханаану. Он не раз упоминается по имени  в различных сочетаниях. Корень «молех» (или мелех, царь). В  Финикии и соседних странах Молох был второстепенным божеством, и в основном был связан с циклом солнца и огнем. Особенностью культа Молоха было то, что ему в жертву приносили мальчиков. В Библии говорится, что приговор за это преступление должен быть для иудеев очень суровым. И того, кто преступал запрет, наказывали, забивая камнями.

«Из детей твоих не отдавай на служение Молоху, и не бесчести имени Бога твоего», Левит 18:21. «Скажи сие сынам Израилевым: кто...даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти, народ земли да побъет его камнями», там же 20: 2.

 

Библия не указывает, как выглядел Молох, но это известно из семитских источников, в  основном финикийских. Согласно им, Молох был антропоморфным образом, с лицом ягненка (или собаки). Его руки были вытянуты вперед, он держал  на разной высоте 7 сосудов (алтарей)  для жертвоприношений. В каждый сосуд помещали живую жертву (чем выше сосуд, тем важнее) и в  седьмой – самого мальчика. Согласно другим описаниям, мальчика приносили в жертву на медном блюде.

 

Молох

 

 Тофет

Из библейских историй можно сделать вывод, что якобы Ад отмечен на определенном месте в Долине Бен-hином, где отправлялся культ, или даже синоним самому культу.

Так же как Долина Бен-hином со временем приобрела значение преисподней, так и «тофэт» стал понятием отрицательным, неприятным, что упоминается в Библии. «...город этот (Иерусалим) сделаю подобным Тофету. И дома Иерусалима, и дома царей Иудейских будут, — как место Тофет, — нечистыми» Иер., 19:12-13.

На сегодняшний день принято считать, что «Тофет» это место, где горел огонь у подножия Молоха, куда бросали младенцев в жертву. Подтверждение этому можно найти не только в названии. «Тофет» — место горения, пламени — на арамейском языке. Влияние арамейских культов было настолько сильным в то время, что  царь Ахаз скопировал жертвенник-тофет из Дамаска для Иерусалима.

Надо отметить, что не случайно Тофет появляется отдельно от Молоха. Тофет существовал и в других похожих культах. Например, при  раскопках древнего Карфагена найдено специальное место для сжигания жертв (детей). При  раскопках дренего города Суса были найдены остатки «места горения» площадью 4 квадратных метра. Жертвенник такого рода требовал особенного названия — Тофет. Из сказанного выше ясно, что Тофет это не святыня, не храм в широком понимании, в котором приносили жертвы, или деталь, связанная с Молохом, а собственно место горения, которое было ямой или печью, где сгорала жертва.

 

Молох

 

 Сжигание мальчиков

Особенным в этом действии (которое получило название в исследованиях «церемониальное убийство, которое выражает общественную реакцию, имеющую далеко идущие последствия») было то, что это было действие не одиночки, а акт, проводимый всем обществом. Это связано с тем, что общие грехи влекут за собой и коллективное наказание и требуется жертва от имени всего общества во имя искупления. В первобытном обществе и в различные периоды в других обществах,   считалось, что человек это «самая настоящая» жертва, так как нет жертвы, заменившей бы его и что жертва слишком священна, чтобы ее есть. По той же причине ее нельзя выбрасывать, поэтому ее сжигали.

В Библии мы читаем о готовности отца принести в  жертву своего единственного сына. Но это больше свидетельствует о запрете на человеческие жертвы, чем о  существовании подобного обычая. Возможно, это не более чем аллегорически-теологическая история, которая призвана «сжечь» последние остатки обычая и отдать место жертвенному  животному.

 

Жертвоприношение детей

Обычно речь идет о жертвоприношении детей, а не просто людей. Это видно из текста Библии и параллельных ей семитских источников. Не напрасно царь Моава приносит в жертву своего сына,  чтобы выбраться из  осажденного города. И в Финикии, когда враг подходил к стенам города, его жители принесли в  жертву 200 детей из  лучших семей. Видимо, за идеей жертвоприношения детей стоит идея жертвования самым дорогим, чтобы усмирить гнев богов. Аврааму было сказано взять и принести в жертву его единственного любимого сына. Возможно, есть и другой смысл: ребенок был создан по образу и подобию его родителей и, принося его в жертву, родители предупреждают свою смерть. Более того, младенец рождается непорочным, и принесение его в жертву будет особенно принято богами.  Скорее всего, смысл жертвоприношения (Молоху) был в стремлении отогнать опасность. Таким был способ у иноверцев принести в жертву самое ценное в момент, когда опасность нависала над народом и сопровождалась ощущением беды. Хотя, как правило, мы становимся свидетелями такого культа в самые тяжелые времена, в исключительных обстоятельствах. Рассказывается про Ахаза, что «провел сына в огонь» во время войны с Арамом, то же сделал и Манасия во время войны с Ассирией. Этот обычай существовал в Израиле во время кризисов, и только тогда.И всегда вслед за ним наступал период особого духовного возрождения, «возвращения к истокам», монотеизму и вере в Творца.

 

Плутарх о культе

 Статуя Молоха, которой приносили жертвы, была сделана из бронзы. Его ладони были повернуты вверх, тогда как руки опущены к земле, таким образом, принесенный в жертву ребенок скатывался прямо в яму с огнем (тофет), который был, по-видимому, передвижной печью. Культ Молоха проводился ночью, чтобы добавить таинственности, и освещался светом тофета (Ада), пока руки статуи не накалялись. С другой стороны от тофета стояли присутствующие и среди них люди, игравшие на флейтах и барабанах, которые производили оглушающий  шум. Плутарх описывает, как играли на барабанах и флейтах во время жертвоприношения, чтобы заглушить плач младенцов. Следует отметить, что Мидраш видит в названии Долина Бен hином звуки криков детей  (от «неhама» – вопль, крик) и приводит похожее описание. Родители приносимого в жертву ребенка находились также здесь, им было запрещено плакать или издавать какие либо звуки горя или протеста. Они передавали ребенка в руки жреца, который стоял рядом с ними возле края огненной ямы. Он забирал ребенка из  рук родителей и клал в руки Молоха, который «скатывал» жертву  в печь, находившуюся у его подножия (тофет). Находящаяся там публика сопровождала церемонию топаньем, и выходила из  себя из-за происходящего, из-за шума и запаха жженого мяса. Многие двигались или танцевали в восходящем ритме, в такт барабанов. Приношение в жертву каждого следующего ребенка сопровождалось тем же процессом заново.

 

Фото: Лариса Титман, Википедия



Автор статьи: экскурсовод Оксана Федорова
Статьи Оксаны Федоровой

Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Оксаной Федоровой, оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.


Имя (обязательно)


E-mail (обязательно)

Оставить комментарий