Random header image... Refresh for more!

Акелдама – место захоронения паломников

В Иерусалиме, который испокон веков был центром паломничества, еще в древние времена была потребность в выделении места для захоронения тех, кто умер во время посещения святого города. Видимо, место общественного захоронения существовало еще в библейские времена. В книге Иеремии (26: 23) сказано, что тело лжепророка Урии  было брошено на общественном кладбище «где были простонародные гробницы».

 

 

С увеличением потока паломников в Иерусалим в период Второго Храма обычные кладбища не в силах были соответствовать всем требованиям, поэтому коэны (священники) купили для этой цели участок за стенами города и, похоже, Иуда Искариот похоронен именно там: «земля горшечника, для погребения странников» у евангелиста Матфея (Мтф, 27:7). Потребность в подобном кладбище возросла с тех пор, как Иерусалим стал святым и для христиан. Для этой цели было выделено место в Долине Бен-hином, которая была известна в христианстве как «поле крови».

Христианские паломники очень хотели быть похоронены там, и долгое время были распространены разные поверья, восхваляющие это место: «похороненные здесь будут избавлены от судного огня по окончанию дней, тела выветрятся быстрее, без адских мук» и т.п... Такие наивные поверья настолько укоренились в сердцах христиан, что до средневековья был распространен обычай собирать здесь пепел и рассыпать его на кладбищах в Европе. В 1218 году из Европы прибыл корабль с целью  набрать земли для кладбища в Пизе, в Италии, для квартала под названием «Кампо Санто» (святое поле), расположенного рядом с Пизанским собором. Вот, что об этом месте, кстати, говорится у русского писателя Бориса Зайцева: «Кампо-Санто Пизы – вещь бесконечно знаменитая; это кладбище в виде огромного низкого здания, четырехугольных портиков; по стенам фрески и статуи, плиты пола – крышки гробов. В средине, где разбит сад, опять мрамор, розы, травы. Это – меланхоличнейшее место».

Следует отметить, что Акелдама (Хакаль Дама) считается самым святым древним кладбищем в христианской традиции.

 

 

История

История приобретения этого «поля» (кладбища) приводится в Новом Завете в 2-х версиях. Согласно Деяниям апостолов, Иуда Искариот «...приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его. И сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови» (Деян.,1:18-19). Согласно Матфею, поле было куплено первосвященниками на деньги, полученные от Иуды. «Купили на них землю горшечника, для погребения странников; Поэтому и называется земля та «землею крови» до сего дня» Мтф., (27:7-8).

Свидетельства о захоронениях на этом участке существуют с первых дней христианства. В 4-7 веках нашей эры здесь хоронили монахов, живших на Горе Сион. Согласно найденным здесь во время археологических раскопок греческим надписям, на этом «поле» хоронили «отмеченных святостью». Паломник Антонин из Плаченцы в свое время обнаружил здесь множество могил монахов-отшельников. Знаменитый паломник Аркульф свидетельствует в 670 году, что «здесь находится небольшое поле с каменными валунами, в месте, где хоронят паломников, как полагается, тела же остальных оставляют гнить на поверхности».

 

 

В период крестоносцев на «Поле крови» хоронили паломников и всех тех, кто умер в больнице госпитальеров. В 1143 году  в  этом месте была построена Сирийская церковь, позже ставшая Латинской. Людольф фон Сокем в 1336 году свидетельствует, что здание в этом месте крыто арками и окружено деревьями… и что в  крыше есть отверстия, через которые выбрасывали тела умерших, от которых ничего не оставалось спустя 3 дня! В 1583 году зданием церкви владели армяне, которые разрешали представителям других христианских конфесий хоронить на этом кладбище своих умерших за деньги. Путешественник по имени Кварезмий свидетельствует в 1625 году, что место принадлежит грекам. В 1697 некий Мондрил пишет, что через отверстия в  крыше видны выброшенные трупы в различной степени разложения. Отсюда можно сделать вывод, что традиционные представления о том, что тела здесь быстро разлагаются, не совсем верны...

 

Новые времена

На  месте захоронения крестоносцев на сегодняшний день сохранились лишь руины здания из отесанного камня, стоявшего на арках. Его нижняя часть высечена в скале, там, где находятся пещерные захоронения. Иногда это место называют «самой древней в мире коллекцией костей».

В здании нет входа,  и тела умерших просовывали через девять частично уцелевших отверстий  в крыше с помощью веревки. Поскольку количество захороненных в здании было большим, время от времени нужно было убирать в сторону кости, которые скопились на полу.

Очевидец в 1863 году так описывает это место: «Акелдама находится выше Долины Бен-hином  (в ее юго-восточной части). Там стоит древнее здание над прямоугольным бассейном размером в 30 футов. Много лет назад сюда свозили паломников, умерших по дороге в Иерусалим, тела которых складывали там, нагромождая одно на другое. Это место известно своими особыми качествами, где плоть быстро разлагается. Мы провели опыт с трупом собаки, брошенным туда, хотя быстрому разложению способствовали другие трупы. Это место перестало быть местом захоронения в 1829 году, когда турецкие власти  ужесточили свое отношение к христианам».

 

Иерусалимский архитектор и исследователь Конрад Шик, который иследовал это здание в 1892 году, предоставил нам самое подробное описание места. Он сомневается, что отверстия служили для сбрасывания трупов, как свидетельствовали многие паломники.

«Строение, частично разрушенное, размером 78 на 57 футов, построено над высеченными в  скале могилами и глубоким каналом. Здание расположено на склоне скалистого возвышения. Южная часть крыши сделана из  скалы, присоединенной к скале так же с севера, там она ниже на 20 футов. Здание в форме вытянутого прямоугольника и покрыто сводами, построенными точно над вырытым каналом, в котором находится скопление человеческих костей. От костей и до потолка 44 фута, при том, что глубина нагромождения  костей доходит до 10-15 футов (3-4 метра). Чтобы увеличить вместительность здания, строители добавили искусственные пещеры с юга, рядом с естественными, которые уже существовали здесь. Однако новые были углублены больше, чем естественные, и их крышу убрали, а в единичных случаях прорыли шахты. Это намного увеличило вместительность строения. Похоже, что и с другой стороны были пещеры, которые не сохранились, может быть, служившие местом когда-то для гончаров.

Могилы, вырытые в скале, были только с западной стороны пещеры. В крыше здания 9 квадратных отверстий, размером 3 и более фута, которые можно было закрыть камнем. 4 из этих отверстий высечены в скале и являются исключением. Эти отверстия расширяются книзу. Отверстия были сделаны в основном для того, чтобы пропускать свет и воздух, и, возможно, и для того, чтобы сбрасывать с крыши трупы умерших, как свидетельствуют большинство паломников, которые верили, что похороненные здесь не будут судимы Страшным судом и плоть их быстро истлеет, без адских мук, оставляя лишь кости. Видимо, есть в этом поверье доля правды, иначе оно не жило бы так долго и его легко было бы опровергнуть. В 40-х годах прошлого века здесь был проведен опыт с трупом собаки, выброшенным сюда, и он-таки разложился, не оставив запаха. Возможно, это явление можно объяснить постоянной вентиляцией (через отверстия), которая способствовала высыханию тел и устранению  запаха. В течение многих веков это место служило местом захоронения, но не совсем понятно, как это происходило. Верхние отверстия не достаточно большие и не это неправдоподобно, что тела сбрасывались через них. Возможно, это делалось с помощью гроба с открывающейся крышкой или днищем. Некоторые считают, что можно было войти внутрь и позаботиться об умерших. Но это сомнительно. Здесь хоронили до 1829 года.

Недалеко от здания — много могил, большинство — периода Второго Храма, меньше – более ранние. Большинство древних могил христиане использовали повторно. Отдельные могилы были переделаны в капеллы, другие стали скиниями для монахов и отшельников, которые позже были здесь похоронены. Но при мусульманском правлении все  изменилось, и место было заброшено. Каждое кладбище в этом районе называется мусульманами «раем» («фурадис-а-рум»), как место вечного покоя для верующих».

 

Монастырь Святого Онуфрия

фотография из Википедии

 

Этот монастырь, который находится восточнее от древнего здания, описанного выше, был построен в 1892 году и носит название по имени монаха четвертого века Онуфрия. Этот монах никогда не бывал в Иерусалиме, но был известной  личностью среди монахов в Синае, среди  прочего, благодаря своей  длинной  бороде. Его образ высечен на притолоке входа в монастырь.

Сегодня в монастыре живут греческие монахи, но он построен на пещерах древних захоронений, которые должны принадлежать «христианам, нашедшим здесь свою смерть во время персидского нападения на Иерусалим в 7 веке».

 

Фото: Ларисы Титман



Автор статьи: экскурсовод Оксана Федорова
Статьи Оксаны Федоровой

Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Оксаной Федоровой, оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.


Имя (обязательно)


E-mail (обязательно)

Оставить комментарий