Random header image... Refresh for more!

Темплеры в Галилее

В 1868 году в порту Хайфы спустилась на берег группа немцев из секты  храмовников – темплеров, прибывших в Палестину, дабы осесть в ней и создать примерное общество, главная цель которого приближение прихода мессии.

Темплеры осели в больших городах: Иерусалиме, Хайфе (это те районы, которые и сегодня в народе называются «мошава германит» — немецкая колония, несмотря на наличие официальных названий), Яффо (практически не сохранилась ничего). Затем основали новые посёлки, частично проглоченные впоследствии разрастающимися городами (например, Сарона в Тель-Авиве).

На краю хребтов, огибающих Изреэльскую долину сохранилось два посёлка, в которых, не взирая на смену хозяев и дальнейшее развитие, сохранилось что-то от атмосферы тех дней.

Сельскохозяйственными колониями темплеров в Галилее стали Вифлеем Галилейский (Бейт Лехем а-Глилит) и Вальдхайм: среди таворских дубов, на холмах к северу от Изреэльской долины. Участки леса под поселение темплеры, естественно,  выкупили в частную собственность. Это и спасло довольно большие участки реликтовых таворских дубов от обязательной вырубки в последние годы османской эпохи. Посёлки основали посредине дороги из портовой Хайфы в город Назарет, столь важный для них с религиозной точки зрения. Одно из поселений после основания государства Израиль сохранило своё имя, второе же – Вальдхайм — было переименовано в Алоней Аба – Дубрава Абы.

Вот туда-то мы отправимся. Любопытно увидеть (а, может, просто почувствовать) наряду с постройками (про постройки известно точно) что-то от духа и атмосферы жизни этих суперпрактичных мечтателей с драматической судьбой...

 

Вифлеем Галилейский

14 апреля 1906 года представители группы основателей посёлка прибыли на местность. Руководствовались тогда исключительно практическими соображениями: найти плодородную землю недалеко от больших городов — рынков сбыта будущей продукции посёлка.

Среди участников группы был также и Готлиб Шумахер – личность известная, можно даже сказать, знаменитая. Архитектор, картограф, археолог, главный городской инженер Акко, один из руководителей христианской общины темплеров, особняк которого под № 12 на проспекте Бен-Гуриона в Хайфе именуют «Бейт Шумахер» — «Дом Шумахеров».

Шумахер и определил это место как библейский Бейт Лехем. В Библии в Книге Ииуса Навина в перечислении границ удела колена Звулуна читаем (19:15-16):

 

...далее: Каттаф, Нагалал, Шимрон, Идеала и Вифлеем: двенадцать городов с их селами. Вот удел сынов Завулоновых, по их племенам; вот города и села их.

А в Иерусалимском Талмуде упоминается поселение, существовавшее здесь под названием Бейт Лехем Цроя —  от названия города Цор (Тир), контролировавшего тогда эту часть Галилеи.

Есть сведения о том, что во времена Второго Храма (6 в. до н.э. – 1 в. н.э.) существовала здесь еврейская община. Жили в этих местах священники семейства Малкия, служивших в Иерусалимском Храме.  На территории современного поселения до сих пор находят остатки мозаичных полов, маслодавилен, водосборников, погребальных ниш,  построек эпохи второго Храма и византийского периода. Словом, вдохновленные библейскими аллюзиями темплеры были готовы засучить рукава.

После проверки почвы на рассмотрение общего собрания темплеров в Хайфе было вынесено предложение о покупке 7,815 дунамов земли, из которых треть — лес, и 6 августа 1906 года был подписан договор с владельцами участка – арабским семейством Сурсук.

После подписания договора началась работа: замеры и разметка территории, которые продлились достаточно долго (точность и основательность – иначе нельзя!). А тут еще настигла новых хозяев эпидемия лихорадки (привычная болячка в Палестине тех времен). 15 августа 1906 года состоялась торжественная церемония основания поселения, на которой присутствовали представители всех немецких колоний Палестины. Глава общины Кристофер Хофман обратился, как водится, к собравшимся с приветственной речью.

Но тут энтузиазм наших темплерских пионеров заметно поубавился. Мало того, что Османское правительство отнеслось с большим подозрением к новым поселенцам и отказалось записывать земли на их имя.  Турецкие власти мотивировали волокиту тем, что неподалеку от нового поселения проходила  линия Хиджазской железной дороги – объекта стратегически важного. И кто их этих странных немцев знает... В виду таких бюрократических сложностей, поселенцы-темплеры стали опасаться вкладывать средства в туманное будущее, и строительство посёлка забуксовало. Только в 1911 году, вследствие изменений, произошедших в Османской империи после революции «младотурков» и сближения германского правительства с новой османской властью, земли, наконец, оформили на имя немецких поселенцев.

 

Как жили

Посёлок был тщательно спроектирован Готлибом Шумахером на продолговатом холме: для того чтобы использовать большую часть земель долины для сельского хозяйства, и чтобы удалить жильё от болот и уберечься от лихорадки. Посёлок был спроектирован по принципу «деревня вдоль улицы» с длиной главной улицы 770 м и шириной 12 м. Главная улица пересекалась перпендикулярными. Но основное строительство было сконцентрировано только по одну сторону от центральной улицы. Площадь для жилья в посёлке была разделена на 34 равных участка шириной 40 м и длиной 400 м. На каждом участке были построены дома вдоль улицы, причем таким грамотным образом, чтобы послеполуденный ветер мог попадать через открытые окна и облегчать жару. В центре было выделено 2 участка для общественных нужд, а вдоль улицы посажены декоративные деревья. Поля были разделены поровну между всеми жителями, каждый получил по 10 участков земли общей сложностью равных 300 дунамов.

 

Народный дом

 

 

Центром поселка было главное общественное строение – Народный дом. Если внимательно присмотреться к постройке, можно заметить, что дом состоит из старой, основной постройки,  и более новой достройки, где впоследствии разместили библиотеку.

Заглянув в стеклянную дверь на входе, обнаружим на арке над центральной входной дверью год постройки нижнего этажа – 1917.

До первой мировой войны дела шли довольно туго: экономические трудности плюс вечные помехи со стороны турецких чиновников. Во время войны посёлок оказался вне зоны военных действий и стал принимать беженцев-темплеров из южных колоний. Только после окончательного установления британской власти Вифлеем в Галилее начал развиваться и строиться.

Первый этаж народного дома служил местом собраний для жителей посёлка, для проведения различных церемоний и праздников, на втором этаже были учебные классы и помещения местного совета.

Ну, а в конце Второй мировой войны, 22 апреля 1945 года, состоялось в народном доме собрание жителей посёлка. Слова, сказанные на этом собрании трудолюбивым «новым храмовником», говорят сами за себя. К тому же, становится совершенно понятно, почему Вифлеем Галилейский поменял хозяев... Тогда на собрании один из жителей деревни Эмануил Кац оплакивал Гитлера:

«В 1933 году Господь послал нам, немцам, Спасителя в образе Адольфа Гитлера. Будь что будет, но на веки будет жить Гитлер в наших сердцах как любимый вождь». Мягко говоря, странно слышать в Земле Израиля эти слезы... Как известно, потомкам собравшихся уже не суждено было оплакивать кого бы то ни было в Народном доме. Вместе с остальными собратьями они были выселены за пределы Палестины. И поделом.

 

Но до этих событий было еще далеко. Первое поколение обитателей деревни собиралось Землю Обетованную обрабатывать на совесть и обстраивать надолго. Обойдём здание, впечатлимся его размерами и качеством постройки.

С западной стороны был открыт в 2006 году монумент в память о семьях еврейских жителей сегодняшнего мошава, погибших в период второй мировой войны.

 

С восточной стороны  находится водонапорная башня.

 

Потому что без воды...

Проблема с водой была самой тяжёлой для поселенцев, и они пытались справиться с ней всевозможными путями. Вначале использовали воду из двух родников, находящихся неподалёку. 6 февраля  1907 года был вырыт к югу от посёлка колодец глубиной 16 м, в котором нашли качественную питьевую воду. До сих пор можно видеть немецкий колодец на участке израильской компании водоснабжения «Мекорот». Воду нашли, и некий инженер по фамилии Франк разработал систему доставки воды в посёлок. Франк установил над колодцем насос, работающий на керосине, мощностью 6 лошадиных сил, который качал воду на расстояние 950 метров и на высоту 70 метров по трубам до водонапорной башни. На вершине башни, чья форма напоминает сторожевую башню крепости, был сделан накопитель, из которого вода попадала в краны жителей поселка.

На крыше башни были установлены измеритель уровня воды, указывавший на уровень воды в бассейне при помощи поплавка, и поселковый колокол, с помощью которого собирали жителей на собрания и оповещали об экстренных случаях.

На  колоколе выгравирована надпись «1917. Дар города Штутгарта Бейт Лехему в Галилее».

К башне пристроено с севера продолговатое двухэтажное здание, служившее молочной фермой, в которой работал еврей Яков Вайксельфиш. Яков работал там всю неделю, а в выходные отправлялся в свою семью в Хайфе. Темплеры звали его «Кошер юде», т.к. его обязанностью было кошерование молока, продававшегося евреям в соседних посёлках и в Хайфе. Вайксельфиш приходил на работу в 2:30 ночи, давал «екшер», и молоко отправлялось через Вальдхайм в Хайфу. Во времена британского мандата развился еврейский ишув в Изреэльской долине и с ним развился рынок кошерного молока, но хайфские городские евреи всё равно предпочитали немецкую продукцию. Только с приходом нацизма к власти в Германии, еврейским ишувом был объявлен бойкот немецкой продукции и темплеры стали искать для себя другие рынки сбыта.

 

 

Дом семейства Бейлхерц

Через три дома от Народного дома на восток, по той же главной улице увидим здание.

Дом Бейлхерц один из самых красивых домов посёлка. Вход в него с расположен с тыльной стороны, со стороны хозяйственного двора. В доме есть подвал и два жилых этажа, на наличнике одного из окон на фасаде можно разглядеть дату постройки: 1924.

Основатель династии — Бейлхерц — родился в 1535 г. в Шварцвальде. Его потомок в 9-м поколении, Кристиан Бейлхерц, прибыл с семейством в Хайфу в 1870 году и приобрёл участок земли в новом посёлке. Дом был построен его сыном Вильгельмом, женившемся на Эмме Каролине Кац. У пары родилось в посёлке трое детей.

Семейство занималось обработкой камня и строительством. В собственности семьи был расположенный в Хайфе завод стройматериалов: карнизы для отделки зданий, перила для балконов и ступени для лестничных пролётов. Семья построила многочисленные дома в Хайфе, в том числе дом Лоренса Олифанта, мельницу семьи Кальтенбах в сегодняшнем районе Бат Галим, здания в Зихрон Яакове, больницу в Тверии и причал в хайфском порту для встречи кайзера Вильгельма Второго. Дом, как и другие дома посёлка не построен в традиционном немецком стиле, а из местного камня, добытого на соседних холмах или взятого из каменоломни Кабатие в Самарии. Дерево для строительства было доставлено торговцами темплерами из Европы через порт Триест, а черепица изготовлена на заводе Сен Анре в Марселе. Остальные строительные элементы были сделаны на семейном предпиятии в Хайфе. Кроме стройматериалов и камня содержала семья хозяйство в посёлшке на котором были заняты, как и у других темплерских семейств, арабы из окрестных деревень.

 

 

В начале второй мировой войны явился Вильгельм и с ним семеро жителей посёлка в немецкий призывной пункт в Хайфе. Он был освобождён и вернулся в посёлок, но его товарищи ушли служить отечеству. Во время войны, посёлок был превращён в лагерь для содержания немецких граждан, были высланы в дом Бейлхерц семьи изгнанные из Хайфы и в начале 1940 года проживали в доме 22 человека. В июле 1941 года с приближением немецкого фронта в северной Африке были высланы Бейлхерцы вместе с другими семьями в Хайфу и оттуда отрправлены на корабле «Куин Элизабет» в Австралию. После 24 дневного плавания они прибыли в Сидней и содержались в лагере для подданных вражеских государств. На сегодняшний день проживает большая часть семейства (около 400 человек) в Австралии.

 

Дойдём до конца улицы, слева находится трёхэтажный дом семьи Вагнер.

 

Дом семьи Вагнер

Единственное здание посёлка, расположенное не на фронте участка, а в его тылу. Отец семейства Генрих Вагнер занимался свиноводством. Свиньи очень любили резвиться на большой площадке на фронте участка, и поэтому он пристроил свой дом сзади свинарника, который больше уже не существует. Генрих Вагнер прибыл в Хайфу вместе с первой темплеров, и приобрёл участок в Бейт Лехеме у инженера д-ра Готлиба Шумахера. После того как у Генриха и его супруги Анны родилось трое детей: Карл, Эвальд и Гельмут семья расширила свой дом. Рядом с коровником было построено ещё одно жилое крыло, поддерживаемое металлическими конструкциями (рельсами). На восточном фасаде добавлен большой и широкий балкон, а во дворе содержались коровы и свиньи.

Перед второй мировой войной один из членов семьи был призван и погиб в Европе, остальные оказались под арестом в посёлке, и в 1948 году покинули Палестину в направлении Австралии. Одно из крыльев дома используется как центр посетителей, рассказывающий о жизни немецких поселенцев в Палестине. Сохранены оригинальные предметы: печь, корыто для стирки, водосборник, фотографии и т.д.

После ухода темплеров поселились в посёлке представители организации «Хореш», прошедшие подготовку в Наалаль, и ожидавшие с 1940 года места для поселения. Ими была занята западная половина посёлка, а восточная служила до 1951 года армии, как база проведения курсов командиров отделений. После ухода ЦАХАЛа была заселена и вторая половина посёлка. Через некоторое время к ним присоединились  товарищи из Наалаль и члены организации «Реканати» из Рамат Нафтали. В каждом немецком доме поселились 3-4 семьи. После утверждения бюджета Сохнута были построены «сохнутовские домики» и проведена жеребьёвка. «Несчастливые» остались жить в домах темплеров до сих пор.

 

Как добраться

Движемся по дороге номер 75 до перекрёстка Алоним и сворачиваем в сторону заправочной станции и торгового центра. Для тех, кто едет из центра страны и из Хайфы, — налево. Для движущихся со стороны Назарета и Тверии — направо. Никуда не сворачивая, продолжаем движение. Через 5 км с правой стороны видим въезд в посёлок Алоней Аба, а ещё через 2 км, никуда не сворачивая, оказываемся в центре посёлка Бейт Лехем а-Глилит.


 




Автор статьи: экскурсовод
Борис Дибнер
Статьи Бориса Дибнера
Если Вы хотите заказать экскурсию с гидом Борисом Дибнером, оставьте ниже свои данные, и мы свяжемся с Вами.


Имя (обязательно)


E-mail (обязательно)

Оставить комментарий